icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое совесть? Ќужна ли она в современном мире?

  • 1858
  • 5

„то такое совесть? Ќужна ли она в современном мире?

—лово Ђсовестьї этимологически выводитс€ от того же корн€, что слово Ђведатьї Ц Ђсовместное ведениеї. ѕод совестью мы подразумеваем некого внутреннего собеседника Ц Ђсо-ведникаї Ц с которым неизбежно приходитс€ Ђобсуждатьї наши поступки, оценива€ их. — точки зрени€ психологии совесть относитс€ к сфере высших чувств Ц т.е. чувств собственно человеческих, не присущих никаким другим живым существам. »ными словами, совесть Ц это одно из трех свойств, которые делают человека человеком.

Ќередко совесть называют Ђголосом Ѕога в человекеї. “акое истолкование представл€етс€ не совсем верным, правильное было бы называть ее Ђголосом системы ценностейї. —овесть свер€ет наши реальные мысли и дела c идеальным образом Ђтого, что должно бытьї. ≈сли Ѕог входит в систему ценностей конкретного человека Ц его совесть действительно может быть Ђголосом Ѕогаї, но так бывает не всегда. „ьи-то ценности, с которыми свер€етс€ совесть, могут даже шокировать нас Ц например, вполне можно представить себе фанатика-террориста, который будет испытывать угрызени€ совести, оставив жизнь человеку, который Ц в соответствии с его убеждени€ми Ц заслуживал смерти.

ќдно из самых близких к совести чувств Ц стыд, но самое опасное €вление Ц подмена совести стыдом. ¬ этом случае получаетс€ то, о чем говорит грибоедовска€ героин€: Ђ√рех не беда Ц молва нехорошаї. ќбласть действи€ стыда Ц внешний мир (Ђчто обо мне подумаютї), с совестью же приходитс€ иметь дело независимо от того, узнает кто-то о нашем поступке или нет, и потому с совестью намного сложнее Ђдоговгоритьс€ї, чем избежать стыда.

—овесть Ц одно из самых мучительных чувств. Ѕыть может, поэтому многим кажетс€, что лучше было бы ее не иметь. ќна представл€етс€ некой силой, сдерживающей развитие человечества Ц такой подход был характерен, например, дл€ гитлеровской Ђфилософииї: фашисты любили сравнивать совесть с аппендиксом Ц бесполезным отростком, который может стать причиной опасной болезни, и чем раньше человек от него избавитс€, тем лучшеЕ ¬прочем, в отношении аппендикса медики в конце концов пришли к выводу, что он выполн€ет в организме полезную функцию Ц но все ли согласны с этим в отношении совести?

—овесть, безусловно, способна серьезно осложнить жизнь. Ёто она не позволит сказать Ц ЂЌичего личного, бизнесї Ц и хладнокровно оставить без средств к существованию друга, вместе с которым создавали дело с нул€. Ёто она не позволит выйти замуж за жениха лучшей подругиЕ ¬прочем, подобные Ђдосадныеї действи€ можно наблюдать не только на уровне конкретных человеческих судеб. ¬едь именно совесть Ђвозражаетї в первую очередь против опытов над человеческими эмбрионами, клонировани€ человека и прочих Ђпрогрессивныхї шагов. — другой стороны, когда-то чь€-то совесть могла возражать против вскрыти€ трупов Ц а сегодн€ ни один врач не сможет выучитьс€ без этогоЕ

ƒа, совесть может выступать как сдерживающий фактор прогресса Ц но куда может завернуть этот самый прогресс, если ничто не будет сдерживать, Ђпровер€€ на человеческое началої? » ответ на вопрос, нужна ли совесть в современном мире, в действительности очень прост: вот вы Ц тоже часть современного мира. “ак спросите себ€, хотите ли вы жить среди бессовестных людей? »ли все же нуждаетесь в некой силе, котора€ будет защищать вас от себ€люби€ окружающихЕ и их от вашего себ€люби€ тоже.


mas
ћарк Ѕлау

 ак ни странно, очень пон€тное объ€снение того, что такое совесть - в книге Ќ.Ќосова "Ќезнайка в —олнечном городе"

spe
ёли€ ƒворникова

√де-то слышала, что человечество стремительно тер€ет "ѕравило 3-х "—" - стыд, страх и совесть, - основы дл€ дальнейшего гармоничного развити€ общества.

pro
“амара ћеркулова

ј ¬ладимир »льич называл свою партию "умом, честью и совестью нашей эпохи".  ака€ эпоха, така€ и совесть.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+