Живя среди людей, человек постоянно оказывается в различных ситуациях общения, каждая из которых предъявляет свои требования – например, с начальником нельзя общаться так, как с собственной женой, а с отцом – так, как с сыном. Нужно не только подчиняться «неписанным» законам» общения, но и понимать, чего от нас хотят окружающие, «читать» их эмоциональное состояние. Нужно подчиняться требованиям, предъявляемым к «предметному миру» – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.
Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах. Подобная способность от рождения человеку не дается – даны лишь ее предпосылки в виде органов чувств и достаточно развитого мозга, присущего нашему виду, сами же знания и навыки человек приобретает, живя среди людей. Чтобы понять, как это приобретается (или не прибретается), мы можем вспомнить о печальной судьбе «детей-маугли» - вот у этих людей социально-бытовой ориентировки не было и в помине.
Основным «проводником» социально-бытовой ориентировки становятся родители (а если родителей нет – люди, заменяющие их, и с этой точки зрения в лучшем положении находятся те дети, которые растут хоть и без родителей, но все-таки в семье – например, с дедушкой и бабушкой, тетей и дядей, или с усыновителями, в условиях детдома может возникнуть больше проблем в плане развития социально-бытовой ориентировки – по той простой причине, что условия заведения интернатного типа не очень-то напоминают те, в каких обычно протекает жизнь взрослых людей).
Родители – во всяком случае, те из них, которые не получали специального педагогического или психологического образования – могут и не знать такого термина, они всего лишь «естественным путем» передают детям те навыки поведения в обществе, которые когда-то усвоили сами: учат ребенка пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, переходить улицу, объясняют, как вести себя в гостях и т.п., особо не задумываясь, что они при этом что-то формируют и развивают.
Иная ситуация возникает, если речь идет о ребенке-инвалиде. В особенности это касается тех детей, чья инвалидность затрагивает главные «информационные каналы» человека – зрение или слух – или же психику. «Органический дефект... реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих», – отмечает известный психолог Л.С.Выготский.
Чтобы «социального вывиха» не происходило, чтобы люди, обиженные природой могли жить более или менее полноценной жизнью, в коррекционных школах проводят специальные уроки по социально-бытовой ориентировке. Впрочем, дело не сводится к занятиям – развитием способности к социально-бытовой ориентировке пронизано все пребывание детей в подобных заведениях, да и родителям педагоги дают советы, как вести себя с детьми дома, чтобы они приспосабливались к жизни среди здоровых людей.