icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то такое социально-бытова€ ориентировка?

  • 1562
  • 3

„то такое социально-бытова€ ориентировка?

„еловек Ц существо общественное, или Ц выража€сь по-научному Ц социальное. Ќеобходимость выживани€ в сообществе себе подобных сформировала Homo Sapiens как вид, развитие каждого индивида в услови€х социума делает человека тем, что называетс€ личностью.

∆ив€ среди людей, человек посто€нно оказываетс€ в различных ситуаци€х общени€, кажда€ из которых предъ€вл€ет свои требовани€ Ц например, с начальником нельз€ общатьс€ так, как с собственной женой, а с отцом Ц так, как с сыном. Ќужно не только подчин€тьс€ Ђнеписаннымї законамї общени€, но и понимать, чего от нас хот€т окружающие, Ђчитатьї их эмоциональное состо€ние. Ќужно подчин€тьс€ требовани€м, предъ€вл€емым к Ђпредметному мируї Ц содержать себ€ в чистоте, одеватьс€ сообразно обсто€тельствам. Ќаконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоватьс€ ею.

¬есь этот комплекс умений и знаний и входит в пон€тие социально-бытовой ориентировки, котора€ подразумевает способность человека самосто€тельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обсто€тельствах. ѕодобна€ способность от рождени€ человеку не даетс€ Ц даны лишь ее предпосылки в виде органов чувств и достаточно развитого мозга, присущего нашему виду, сами же знани€ и навыки человек приобретает, жив€ среди людей. „тобы пон€ть, как это приобретаетс€ (или не прибретаетс€), мы можем вспомнить о печальной судьбе Ђдетей-мауглиї - вот у этих людей социально-бытовой ориентировки не было и в помине.

ќсновным Ђпроводникомї социально-бытовой ориентировки станов€тс€ родители (а если родителей нет Ц люди, замен€ющие их, и с этой точки зрени€ в лучшем положении наход€тс€ те дети, которые растут хоть и без родителей, но все-таки в семье Ц например, с дедушкой и бабушкой, тетей и д€дей, или с усыновител€ми, в услови€х детдома может возникнуть больше проблем в плане развити€ социально-бытовой ориентировки Ц по той простой причине, что услови€ заведени€ интернатного типа не очень-то напоминают те, в каких обычно протекает жизнь взрослых людей).

–одители Ц во вс€ком случае, те из них, которые не получали специального педагогического или психологического образовани€ Ц могут и не знать такого термина, они всего лишь Ђестественным путемї передают дет€м те навыки поведени€ в обществе, которые когда-то усвоили сами: учат ребенка пользоватьс€ ложкой и вилкой, чистить зубы, переходить улицу, объ€сн€ют, как вести себ€ в гост€х и т.п., особо не задумыва€сь, что они при этом что-то формируют и развивают.

»на€ ситуаци€ возникает, если речь идет о ребенке-инвалиде. ¬ особенности это касаетс€ тех детей, чь€ инвалидность затрагивает главные Ђинформационные каналыї человека Ц зрение или слух Ц или же психику. Ђќрганический дефект... реализуетс€ как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывихї, Ц отмечает известный психолог Ћ.—.¬ыготский.

„тобы Ђсоциального вывихаї не происходило, чтобы люди, обиженные природой могли жить более или менее полноценной жизнью, в коррекционных школах провод€т специальные уроки по социально-бытовой ориентировке. ¬прочем, дело не сводитс€ к зан€ти€м Ц развитием способности к социально-бытовой ориентировке пронизано все пребывание детей в подобных заведени€х, да и родител€м педагоги дают советы, как вести себ€ с детьми дома, чтобы они приспосабливались к жизни среди здоровых людей.

pro
“амара ћеркулова

»нтересно, а может ли быть социально-бытова€ дезориентировка? » что получаетс€ в результате?

mas
ћарк Ѕлау

“амара, это как пон€ть, родители/воспитатели отбивают вс€кое желание к социализации ребенка? ¬оспитаем аутиста в собственной семье?

top
Halida Rojkova

—ложно научить ребенка адаптироватьс€ в жизни, а если он еще и инвалид, то задача будет из разр€да самых трудных.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+