Разумеется, ждать всего этого от ребенка до окончания детства нелепо. Умный человек до глубокой старости пополняет свою память новыми знаниями, постоянно обогащая свой жизненный опыт. Но развить у ребенка любознательность, способность самостоятельно получать необходимые знания и умение пользоваться различными источниками информации – все это вполне доступно родителям, которые желают воспитать самостоятельного, ответственного человека.
Даже если ваш ребенок еще не говорит или не знает многих слов, ему уже следует читать книги. Обратите особое внимание на выразительность и мимику. В младенческом возрасте чтение развивает воображение ребенка, он приобретает первые языковые навыки. Дети, которым много читали в это время, имеют к школе более ясную, четкую и выразительную речь и устойчивый интерес к чтению. Необходимо разговаривать с ребенком, слушать его и добиваться от него правильного произношения. Это позволит ему быстрее и легче освоить навыки общения со сверстниками.
Необходимо тренировать мозг. Как и мышцы его надо постоянно накачивать. Замечательной тренировкой для детского мозга является заучивание наизусть текста стихотворения, песенки или считалки. Поощряйте детскую любознательность, не ленитесь четко и ясно ответить на вопросы, которые вам задает малыш. Сами задавайте вопросы ему, если вы уверены, что он уже знает ответ на него.
В младенческом возрасте ребенок как губка впитывает любую информацию. В этот период родители должны обратить внимание на темы и тональность взаимного общения в присутствии ребенка. В его памяти сохраняется не только содержание ваших бесед, но, также, манеры, выразительность, акценты. Очень часто родители, забывают о присутствии ребенка, когда часами разговаривают по мобильнику, допуская при этом далеко не детские выражения.
Когда ваш ребенок освоит азбуку наступает время формирования у него постоянного, устойчивого интереса к чтению. Эта задача решается тщательным отбором детских книг, пособий или интересным дидактическим материалом. Можно отвести полку в книжном шкафу где будут храниться книги ребенка. Необходимо обращать внимание на формирование у него бережного отношения к печатным изданиям и культа книги как источника знаний.
Многофакторное воздействие на умственное развитие ребенка оказывают занятия художественного направления (рисование, пение, ритмика и музыка). Музыка и рисование способствуют развитию богатого воображения. Многочисленные раскраски для работы мелками, карандашами и красками всегда вызывали неподдельный интерес у ребят. Важно и здесь вовремя поощрить ребенка, похвалить его, даже в тех случаях, когда результат был не такой впечатляющий.
Сегодня, нельзя не учитывать и воздействия на умственное развитие ребенка телевидения, компьютера и интернета. Нередко дети моделируют свое отношение к этим средствам информации по примеру родителей. В семьях, где телевизор не грохочет рекламой с утра до позднего вечера, дети более спокойные, склонные к домашнему общению и чтению. Компьютер, в разумном сочетании с занятиями спортом, может стать очень эффективным инструментом повышения интеллекта вашего ребенка. Но и это возможно только в случае тщательного отбора развивающих игр и развития навыков получения достоверной и полезной информации в интернете.
А добиться положительных результатов можно только при одном условии – надо окружить своего ребенка, вниманием, заботой, любовью и не стесняться демонстрировать ему свои нежные чувства.