icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то льз€, а что нельз€?

  • 685
  • 5

„то льз€, а что нельз€?

 
 ак только ребенок научитс€ захватывать предметы (а происходит это примерно в четырехмес€чном возрасте), его встречает новый элемент жизни Ц слово Ђнельз€ї (его антоним Ђльз€ї мы давно потер€ли в ходе развити€ русского €зыка, и вместо него употребл€ем слово Ђможної). „ем старше человек, тем большее количество запретов его окружает и тем сложнее они станов€тс€: сначала нельз€ брать папины часы, потом Ц уходить гул€ть, не выучив уроки, потомЕ потом даже чувствовать некоторые вещи нельз€ Ц например, влечение к чужой жене. «ачем нам все эти сложности? ѕочему мы даже самые естественные про€влени€ (например, еду) окружаем какими-то ритуалами? » по какому признаку мы определ€ем, что можно, а что нельз€?

 ак и все, что мы знаем, умеем, помним, мы еще в детстве перенимаем от взрослых, которые нас окружают Ц прежде всего, от родителей (если они есть). „ем раньше усвоено нами то или иное предписание, тем крепче оно Ђвходитї в нашу психику. Ќапример, люди, которым в детстве запрещали есть продукты, упавшие на пол, во взрослом состо€нии испытывают отвращение к таким продуктам.

ѕроисхождение запретов и предписаний разнообразно. Ќекоторые пришли из глубокой древности и имеют мифологическое, магическое происхождение, например, запрет мужчине поднимать руку на женщину Ц живую богиню, продолжательницу рода. ћистическое происхождение имеет благоговейное отношение к хлебу, в котором соедин€ютс€ огонь, вода и вечно возрождающа€с€ сила Ц зерно, именно поэтому кусок хлеба нельз€ выбросить (так же, как христианин не может просто выбросить скорлупу от осв€щенного пасхального €йца Ц ее либо скармливают птицам, либо используют как удобрение).

Ќе все древние мифологические запреты пережили века Ц скажем, сегодн€ уже ни одна женщина не боитс€ шить, в€зать или выполн€ть другую Ђженскую работуї по п€тницам, а когда-то наши предки бо€лись в этот день братьс€ за пр€лку из страха перед гневом Ђматушки ѕ€тницыї (слав€нской богини ћакоши). Ќа смену им пришли другие, которые могут показатьс€ нам более осмысленными, но так было не всегда. Ќапример, еще в XIV веке никто не считал, что неприлично есть руками или сморкатьс€ в обшлаг рукава Ц это сейчас у нас вызывают отвращение подобные действи€, поэтому запреты на них кажутс€ естественными. ƒревние греки не считали непристойным (pardon!) справл€ть нужду пр€мо на улице городаЕ этот список можно продолжить, и даже сейчас список запретов варьируетс€ от народа к народу.

 онечно, мы можем сказать, что в основе любого запрета лежит какое-то рациональное зерно: употребление в пищу свинины в услови€х жаркого климата было небезопасно до изобретени€ холодильников, вилка помогает не испачкатьс€ во врем€ еды и т.п. Ќо представим себе ситуацию: брат с сестрой, уехав куда-нибудь на отдых, остались наедине и предались друг с другом любовным играмЕ отвратительно! ћы будем испытывать отвращение к такому поведению, даже если в результате его не наступила беременность, если оно не привело к конфликту в семье Ц словом, никто не пострадал. Ќельз€ даже не потому, что нарушение может иметь последстви€ Ц Ђнельз€ и все!ї

ѕримечательно, что к формированию представлений о том, что можно, и что нельз€, способен не только человек, но и другие высшие приматы. ”ченым даже удавалось создавать у шимпанзе запреты искусственно. Ўироко известен эксперимент, в котором несколько шимпанзе сажали в клетку, подвешивали там соблазнительное угощение, но как только кто-то пыталс€ его вз€ть, обливали водой из шланга Ц не только Ђвиновногої, но и всех обезь€н. Ќескольких повторений было достаточно, чтобы обезь€нки начали Ђпримен€ть строгие мерыї к Ђнесознательным товарищамї. «атем одну из обезь€н заменили, ничего не подозревающий новичок полез за угощением Ц и был немедленно остановлен новыми сосед€ми. „ерез некоторое врем€ он усвоил запрет, несмотр€ на то, что из шланга уже никого не поливали. “ак ученые постепенно замен€ли одну обезь€ну за другой, и в конце концов, в клетке не осталось ни одного животного, которое помнило бы наказание в виде Ђхолодного душаї Ц тем не менее, обезь€ны продолжали неукоснительно соблюдать запрет.

“ака€ картина наводит на мысль, что наличие запретов, общих дл€ всех членов группы, играет еще какую-то роль, помимо ограждени€ от опасных и вредных действий. —ледование запретам Ц это мощный сплачивающий фактор, один из аспектов принадлежности к группе. Ќапример, недавно врач запретил мне воздерживатьс€ от м€сной пищи Ц и во врем€ ближайшего поста € поймала себ€ на том, что не име€ возможности соблюдать запрет на скоромную пищу в полной мере, € не чувствую себ€ полноценной христианкой. Ќе то, чтобы € не понимала духовного смысла поста или ставила во главу угла его пищевую составл€ющую Ц но невозможность подчин€тьс€ запретам изр€дно Ђбьетї по чувству групповой принадлежности.

¬ целом можно сказать, что правила, регламентирующие дозволенное и не дозволенное Ц это и есть те самые групповые нормы, которые делают Ђсборище приматовї социальной группой. √руппа это может быть любой Ц от семьи до народа и нации. ¬от почему мы держимс€ за традиционные запреты, вот почему так опасно их отмен€ть.

«акономерность, по которой отмен€ютс€ запреты, известна как Ђокно ќвертонаї (по имени ученого, сформулировавшего эту модель). »зменение отношени€ в обществе к тому или иному €влению происходит по такой схеме: Ђнемыслимо Ц радикально Ц приемлемо Ц разумно Ц попул€рно Ц правилої. ѕр€мо-таки на наших глазах по такой схеме изменилось отношение к внебрачному сожительству, абортам, гомосексуализмуЕ Ђќкно ќвертонаї может двигатьс€ и в противоположном направлении Ц например, дл€ наших далеких первобытных предков убить старика, который больше не может охотитьс€, было правилом, сейчас это дл€ нас немыслимоЕ хорошо это или плохо?

—истема запретов и предписаний не может оставатьс€ Ђвысеченной в камнеї раз и навсегда Ц она мен€етс€ вместе с обществом. Ѕудь это не так, наша судьба до сих пор определ€лась бы принадлежностью к сословию, брак Ц решением родителей, женщинам до сих пор запрещали бы не только носить брюки, но и голосовать на выборахЕ Ќо к любой замене Ђнельз€ї на Ђльз€ї надо подходить очень осторожно, причем не только на уровне общества, но и на уровне личности. —ама€ опасна€ фраза, которую каждый из нас может сказать себе Ц это Ђну и что?ї. Ќу и что, если € позволю коллеге проводить мен€ домойЕ пригласить в кафе после работыЕ пригласить в гостиЕ и вот уже распалась семь€, непоправимо изломана судьба мужа и психика детей Ц а начиналось все с невинного, в общем-то, действи€.

–егламентаци€ дозволенного и недозволенного делает стадо обществом, а примата Ц „еловеком, Ђсоциальным животнымї. » потому каждый, кто Ђзапускаетї окно ќвертона, должен знать, что очередное движение этого Ђокнаї может снести голову ему самому. ≈сли сегодн€ вы считаете, что сделать эвтаназию вашей прикованной к постели бабушке было бы Ђразумної, возможно, лет через п€тьдес€т вас уже никто не будет спрашивать, хотите вы умирать раньше времени или нет. » винить в этом будет некого Ц вам же так хотелось перевести это Ђнельз€ї в категорию Ђльз€ї!

spe
ёли€ ƒворникова

ќчень неоднозначные чувства по прочтению статьи... —ама стать€ весьма и весьма интересна!

deb
—ветлана ќсс (“апчик)

ѕомнитс€ раньше, в советское врем€, была сценка двух клоунов про "льз€" и "нельз€". “ам активно высмеивали абсолютное "нельз€", а когда второй клоун спросил: а что Ћ№«я? ≈му ответил первый клоун довольно: Ќ»„≈√ќ. —мешно было видеть этих чудиков, четко подметивших больное место общества.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+