icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕсихологи€

„то делать, если ребЄнок боитс€ школы?

  • 3104
  • 2

„то делать, если ребЄнок боитс€ школы?

—трах перед школойЕ откуда он берЄтс€?

ќчень часто его Ђсоздаютї сами родители Ц причЄм заранее, использу€ гр€дущее поступление в школу как Ђрычаг вли€ни€ї: Ђ¬ школе тебе за такое будут ставить двойкиї, Ђ¬ школе теб€ за это будут ругатьї и т.д. и т.п. Ц в результате создаЄтс€ образ некой Ђкарательной машиныї, где только и делают, что ругают и наказываютЕ тут и взрослому стало бы страшно! ¬ результате ребЄнок уже приходит в школу со страхом.

Ђќрганизоватьї страх можно и в процессе обучени€. “ак, € на всю жизнь запомнила своЄ первое приготовление уроков: палочки Ц о, ужас! Ц получались кривыми. ¬семи четырьм€ взрослыми это было восприн€то как катастрофа, став€ща€ под угрозу честь семьи, мама трагическим голосом произнесла: ЂЁто всЄ твоЄ вот такое держание карандаша!ї (она продемонстрировала мне, как € держала карандаш в 4-х-летнем возрастеЕ вот так € впервые почувствовала, что за своЄ прошлое рано или поздно приходитс€ расплачиватьс€ Ц самым суровым образом), а дед Ц очень горд€щийс€ собственным каллиграфическим почерком Ц вз€лс€ исправить ситуациюЕ и исправл€л несколько мес€цев: € часами писала и переписывала р€ды букв, всЄ это сопровождалось грубыми окриками и оскорбительными словами, и € была счастлива, когда Ц смертельно уставша€ Ц слышала: Ђƒелай математикуї: кошмар заканчивалс€ Ц и можно былоЕ нет, не расслабитьс€, а вз€тьс€ за другие предметы, менее страшные. –езультат? ѕочерк у мен€ до сих пор ужасный (но это особого значени€ и не имеет при наличии компьютера и принтера), а школа вообще и предмет Ђписьмої в частности не внушали ничего, кроме страха и отвращени€ (это Ђперенеслосьї и на Ђпредмет-преемникї Ц русский €зыкЕ хот€ определЄнную т€гу к €зыку € ощущала всегда).

¬от так рождаетс€ то, что психологи называют Ђмотивом избегани€ неудачї, когда ребЄнок настолько боитс€ сделать Ђчто-то не такї, что предпочитает вообще ничего не делатьЕ но в школе-то ничего не делать не получитс€ Ц вот и живЄт он посто€нно под страхом: ошибусь Ц постав€т тройку Ц домой устро€т Ђпромывание мозговїЕ разумеетс€, школа при этом воспринимаетс€ как нечто страшное, источник непри€тностей.   слову, по наблюдени€м директора одной из школ, наиболее часта€ причина слЄз в школе Ц это Ђћен€ накажут домаї, так что бо€знь школы на поверку может оказатьс€ бо€знью родителей.

„тобы избежать таких ситуаций, надо, в сущности, немного: признать за ребЄнком право на ошибку. ѕолезно бывает самому начать чему-нибудь учитьс€ Ц вы ведь уже забыли, как это бывает Ц а попробуйте-ка, например, овладеть в€занием на спицахЕ можете Ђдл€ чистоты опытаї договоритьс€ с кем-нибудь из родственников, чтобы сто€л р€дом и орал: Ђ»диот! ƒебил! “ебе хоть кол на голове теши!ї и т.д. и т.п. каждый раз, когда вы потер€ете петлюЕ

ƒругой причиной Ђшкольного страхаї могут быть взаимоотношени€ со сверстниками. „аще такое случаетс€ в подростковом возрасте Ц но может возникнуть и у младшего школьника. ¬озможно, страх не лишЄн оснований Ц возможно, ребЄнка действительно систематически избиваютЕ сделать что-либо в таких случа€х практически невозможно: малолетки недос€гаемы дл€ закона Ц так что правоохранительные органы начнут что-то делать разве только в том случае, если вашего ребЄнка убьют (и всЄ, что они смогут сделать Ц это поставить убийцу на учЄт: до 14 лет больше ничего сделать нельз€). Ѕесполезно обращатьс€ и к директору школы: он св€зан по рукам и ногам  онституцией, котора€ гарантирует гражданам –‘ право на образование (правда, она гарантирует и безопасность, и личную неприкосновенность Ц но кто же об этом думает), и исключить хулигана из школы никто ему не разрешитЕ “ак что наилучший выход в случае таких криминальных происшествий Ц перевести ребЄнка в другую школу.

ѕричина может быть и в учителе Ц точнее, во взаимоотношени€х с ним. ѕричины могут быть разными. “ак, иногда встречаетс€ своего рода Ђвымогательствої: учител€ целенаправленно Ђзагон€ют детей в уголї, чтобы убедить родителей в их отставании и необходимости дополнительных зан€тий Ц разумеетс€, платныхЕ и если только об этом заходит речь Ц ставьте на ноги всех, кого только можно: директора школы, департамент образовани€, прокуратуру Ц и об€зательно делайте это совместно с родител€ми других Ђжертвї: такой горе-учитель может потом отыгратьс€ на одном ребЄнке Ц на половине класса он отыгрыватьс€ не станет.

¬ любом случае следует осторожно поинтересоватьс€ (разумеетс€, не у ребЄнка), как складываютс€ отношени€ с этим учителем у других детей. ≈сли на него жалуютс€ абсолютно все Ц это одно (возможно, следует писать совместную жалобу директору), если же только ваш ребЄнокЕ ¬стретьтесь с учителем Ц разумеетс€, без скандала и обвинительных речей, выслушайте его версию событий Ц может быть, претензии учител€ обоснованны? ћожет быть, учитель вовсе не Ђпридираетс€ї, не Ђотноситс€ несправедливої Ц а действительно ребЄнок отстаЄт по этому предмету? “огда имеет смысл нан€ть репетитора.

Ќаконец, нельз€ исключать и откровенного Ђкриминалаї в школе: там может быть учитель-извращенец, там может обосноватьс€ Ц под видом какой-нибудь новомодной образовательной программы Ц тоталитарна€ сектаЕ разумеетс€, от вас потребуетс€ максимум такта и доверительности, чтобы узнать у ребЄнка, что произошло. Ќо в этом случае Ц выход только один: прекратить посещение этой школы ребЄнком немедленно, отвести его к детскому психологу Ц и сообщить о случившемс€ в правоохранительные органы.


deb
јлександр  уц

я сам бо€лс€, да еще как бо€лс€. ќбижали, оценки плохие ставили, зато к 9-у классу € многих обижал, а некоторые учител€ даже побаивались. —трах он внутри, а не перед чем-то и кем-то. √лавной проблемой €вл€етс€ объ€снить ребенку, что страха как такового нет, а вот это и €вл€етс€ самым сложным... +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+