icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
’обби и увлечени€

„ем характерно церковное шитье?

  • 448
  • 2

„ем характерно церковное шитье?

 
 ак известно, доказать существование Ѕога невозможно Ц но столь же сложно доказать и ≈го несуществование. «а отсутствием серьезных доказательств своей правоты, главным Ђконькомї воинствующих атеистов остаетс€ обвинение ÷еркви (в частности, православной) во всех смертных грехах, в частности Ц в пристрастии к роскоши и внешней красотеЕ ¬ы пылу обвинений эти люди как-то забывают, что Ц как метко заметил ј. ѕ. „ехов Ц Ђв человеке все должно быть прекрасної, и ничто так не заставл€ет задуматьс€ о красоте душевной и вечной, как красота творений человеческих рук. Ёти творени€ окружают человека, попавшего в православный храм, со всех сторон: устремленные к небесам линий храмовой архитектуры, дивна€ гармони€ церковного пени€, благородство красок фресок и иконЕ и, конечно, церковное шитье.

—амые древние известные нам образцы церковного шить€ относ€тс€ к XIV веку, но их совершенство свидетельствует о том, что такое прикладное искусство процветало на –уси уже не один век Ц веро€тно, оно пришло к нам из ¬изантии вместе с христианством. Ёто подтверждают свидетельства летописцев. ќни говор€т, например, о том, что уже в XII веке во ¬ладимире в дни христианских праздников по пути крестного хода было прин€то развешивать по обеим сторонам улицы ткани, расшитые жемчугом и золотыми нит€ми (интересно, тогда тоже находились субъекты, поднимавшие визг на тему Ђ¬от на это у них деньги естьї?). ƒругие разновидности церковного шить€ Ц облачени€ св€щенников, плащаницы, завесы царских врат, облачени€ св€щенников (стихари, епитрахили и другие элементы), покровы дл€ св€щенных сосудов, хоругвиЕ Ћишь небольша€ часть образцов этого искусства сохранилась до наших дней Ц церковное шитье гибло в многочисленных пожарах и грабежах, а иногда попросту уничтожалось после естественного износа: шитую золотую нит€ми ткань сжигали, выплавл€€ золото дл€ дальнейшего использовани€.

Ќо если сохранение тканых предметов церковного обихода на века не казалось нашим предкам важной задачей, то к изготовлению их подходили очень серьезно. ƒл€ него использовались самые дорогие ткани, которые привозили из заморских краев Ц атлас, бархат, камку, тафту Ц и не менее роскошные нити Ц золотые, серебр€ные и шелковые.  ак и все в церкви, шитье это подчин€лось определенным канонам, которые перекликались с иконописью Ц например, если вышивалс€ лик св€того, то в рисунке (как и на иконах) не должно было быть теней. –исунок предварительно Ђзнаменилиї Ц т.е. наносили на тонкую бумагу, которую нашивали на ткань, затем рисунок прошивали тонкими стежками черного шелка, после чего бумагу удал€ли и принимались заполн€ть промежутки. ѕервоначально они заполн€лись исключительно швами, но в XVII веке стали вшивать целые куски бархата (видимо, в это врем€ вышивальщицы уже не были наделены таким терпением, как их средневековые предшественницы).

ѕлащаницу (Ђвозд”хї) нередко вышивали по обету, чтобы преподнести какому-либо храму или монастырю. “акой дар мог быть не просто актом доброй воли, а своеобразным Ђподвигомї, подкрепл€ющим молитву. “ак поступила, например, —оломони€ Ц перва€ жена ¬асили€ III (отца »вана √розного): несчастна€ кн€гин€ наде€лась, что Ѕог наконец благословит ее чадородиемЕ увы, брак так и осталс€ бездетным и закончилс€ ссылкой бесплодной супруги в монастырь.

÷ерковное шитье было своеобразным Ђответвлениемї иконописи, доступным женщинам Ц в допетровскую эпоху им было запрещено писать иконы красками, а вот вышивать лики св€тых не возбран€лось.

÷ерковное шитье существует и сегодн€, продолжа€ древние традиции. Ќе следует только причисл€ть к нему те схемы дл€ вышивани€ икон, которые можно купить в магазинах дл€ рукодели€ р€дом с кошечками и цветочками. —в€щенники не советуют рукодельницам-христианкам братьс€ за эти схемы: в храмах такие вышитые картины не осв€щают Ц т.е. использовать их в качестве икон не получитс€, а просто складывать изображени€ св€тых в комод все-таки непочтительно и даже кощунственно. ƒл€ при€тного врем€препровождени€ вышивайте лучше пейзажи и натюрморты, а насто€щее церковное шитье Ц это дело, которому надо серьезно обучатьс€ и посв€тить всю жизнь (и профессиональную, и духовную).


tra
јнжелика √ригорьева

≈сть св€щенники, которые благословл€ют вышивать иконы. Ќапример, потом такую икону можно подарить. ѕо-моему, замечательный подарок.

pro
Ќадежда  ћаслова

ћо€ плем€нница, когда не знает, что подарить вышивает именную икону в подарок.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+