icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
’обби и увлечени€

— техникой граттаж знакомы?

  • 515
  • 7

— техникой граттаж знакомы?

 
 расивое слово Ђграттажї €вно французского происхождени€. “очно. ѕо-французски Ђgratterї Ц Ђцарапатьї, а Ђgrattageї Ц Ђцарапаниеї.

“ехника граттажа или граттографи€ Ц это одна из графических техник. Ќазвание этой техники полностью описывает работу художника при создании изображени€. Ќа специальный €рко-белый картон наноситс€ основа (чаще всего, черного цвета). ѕосле высыхани€ основа образует твердый слой. ’удожник создает изображение, соскаблива€ основу в нужных местах. ¬ результате получаетс€ контурный белый рисунок на черном фоне. “ехника граттажа родственна гравюре, офорту или литографии. ¬нешний вид граттографии напоминает гравюру или офорт. ѕравда, с одной гравюры можно делать несколько авторских копий. –исунок же в стиле Ђграттажї всегда уникален.

√раттаж более прост дл€ освоени€, чем классическа€ гравюра. ѕоэтому он и попул€рен среди начинающих графиков.

 артон дл€ граттажа изготавливают промышленным способом. ќн твердый, плотный, у него гладка€ поверхность. ќн изготавливаетс€ из меловой бумаги и потому имеет очень €ркий белый цвет.

¬ начале работы поверхность картона покрывают слоем воска или парафина. ѕроще всего равномерно растереть по картону свечу. Ћучший результат дает нанесение расплавленного парафина кистью. ѕарафин или воск расплавл€етс€ в специальном сосуде (банке), который разогревают не на открытом огне, а либо в вод€ной бане, либо на мощной электрической лампе.

ѕосле того, как восковой слой хорошо застыл, его закрашивают черной тушью. “ушь изготавливают на основе воды, поэтому на жирную восковую поверхность она будет ложитьс€ плохо. —ледует набратьс€ терпени€, и покрывать воск тушью в несколько приемов. “ушь нанос€т тампоном из ваты, губкой или широкой кистью. ѕосле нанесени€ первого сло€ необходимо подождать, чтобы этот слой высох, после чего нанести следующий слой.

ѕосле окончательного высыхани€ перед графиком Ц черна€ поверхность на белой подложке. Ќа эту черную поверхность белым карандашом наноситс€ контур рисунка.

“еперь Ц самое главное. „ерную плотную поверхность процарапывают острым предметом по контуру рисунка. ќстрым предметом может быть хорошо заточенный нож, скребок, даже в€зальна€ спица. Ћучшего результата позвол€ют добитьс€ специальные резцы, которые примен€ют граверы, выполн€ющие гравюры по дереву или по линолеуму.

Ўтрихи, возникающие на черном фоне после процарапывани€, будут не €рко-белые, а беловатые. „ем сильнее нажатие на резец, тем белее штрихи. Ќо все равно получившийс€ в результате граттажа рисунок будет не таким четким, как, скажем, гравюра по дереву или по линолеуму. Ќекотора€ размытость граттажа делает его более похожим на литографию.

ѕоскольку в результате получаетс€ белый контур на черном фоне, первые пробы в стиле граттажа Ц ночные пейзажи: зимн€€ дорога, звездное небо, пейзаж каких-нибудь таинственных далеких планет.

ѕосле того, как начинающий график наберетс€ опыта, он включает фантазию и начинает экспериментировать с изменением техники. ¬ качестве подложки можно использовать не белый, а цветной картон или же тонировать его в нужных местах акварелью. “ак получаютс€ цветные рисунки, например, осенний пейзаж, салют в ночном небе.

 роме того, можно попробовать, какой эффект даст нанесение фона не черной тушью, а тушью другого цвета, например синей или зеленой. ¬прочем, наиболее впечатл€ющие граттажи получаютс€ все же на черном фоне.

√раттографию в своем творчестве широко использовал известный художник из группы Ђћир искусствї ћстислав ¬алерианович ƒобужинский (1875 - 1957). ќн любил графику, любил эксперимент и сделал в стиле граттажа несколько серьезных работ, картин любимого им дореволюционного ѕетербурга.

”же говорилось, что техника граттажа родственна различного вида гравюрам. Ќо знатоки архитектуры укажут еще на одного Ђродственникаї, у которого даже название немного похоже, сграффито. Ёто слово происходит от италь€нского наречи€ Ђsgraffiatoї Ц Ђпроцарапанныйї. ¬ технике сграффито исполн€ют монументальный декор зданий. ¬ результате на стенах получаетс€ как бы процарапанна€ роспись, сделанна€ одним или несколькими цветами. ƒл€ создани€ рисунка в технике Ђсграффитої стену штукатур€т цветной штукатуркой в один или несколько слоев. ѕосле высыхани€ штукатурки внешний слой процарапывают, а местами даже полностью удал€ют, раскрыва€ тем самым слой определенного цвета. ¬озникающа€ картина Ц красива и контрастна, без полутонов. ћногие дома в буржуазных кварталах ѕраги декорированы в технике сграффито. ƒаже в пролетарском городе Ќовокузнецке художник ¬алерий Ћукь€нчиков Ђоблагородилї с помощью техники сграффито стандартные Ђхрущевскиеї п€тиэтажки.


pro
—емен ÷ыгановский

Ќе дать несколько иллюстраций к статье о художественной технике было бы не правильно. ¬ысший класс - на фотографии в заголовке ƒайана Ћи. ѕодсолнух и серебро (Sunflower and Silver by Diana Lee)

“ри последние иллюстрации - техника сграффито: Ѕрюссель, ћинск, Ќовокузнецк

pro
“амара ћеркулова

≈сли всерьез заниматьс€ этой техникой - сложно, но красиво. ’от€ мне, веро€тно, уже никогда не освоить граттаж :(

spe
¬ладислав „ерных

ѕосмотрел на новокузнецкую стенку - мне кажетс€, что раньше в ———– на многих общественных здани€х такое сграффито было.

top
Halida Rojkova

»нтересна€ техника. ” нее есть немного упрощенный вариант, его быстро осваивают дети на уроках рисовани€ в школе. ƒо высот это искусства добираютс€ немногие, но азы можно освоить. ++++++++++

mas
ћарк Ѕлау

»ллюстраци€ в заголовке - действительно, высший класс. “рудно поверить, что все это выцарапано.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+