icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

А стоит ли ребёнку знать, что такое секс

  • 1986
  • 8

А стоит ли ребёнку знать, что такое секс

С
С этим вопросом рано или поздно сталкивается любой родитель… пожалуй, впервые это происходит, когда малыш (года этак в четыре) задаёт вопрос: «Откуда я взялся?»

Стоит ли сразу посвящать ребёнка во все тонкости процесса деторождения? Пожалуй, рановато… к тому же, секс как таковой ребёнка пока интересовать не может – ещё «не работают» ни железы внутренней секреции, ни отделы мозга, отвечающие за такие процессы (шокирующие взрослых игры «в доктора», встречающиеся в детских садах – не более, чем «исследование» окружающего мира, желание понять, чем «я отличаюсь от других») – так что бежать впереди поезда смысла нет: никто же не пытается научить двухнедельного ребёнка ходить…

Впрочем, родители обычно и не пытаются этого сделать – чаще встречается другая крайность: сказки про «аиста», «капусту» и «магазин»всё ещё живы в наше время… мне таких сказок не рассказывали (а я не рассказывала их своим детям) – так что я не знаю, как должны реагировать на них дети (мне всегда казалось, что они должны спросить: «Откуда аист меня принёс?» или «Откуда я взялся в капусте?»).

Всё же идеальный вариант – сказать честно: ребёночек вырастает в животе у мамы. Правда, может возникнуть вопрос, как он туда попадает… у меня в своё время возник – и мать мне ответила: «Папа туда посадил семечко, и ты выросла». В общем-то соответствует действительности, в доступной форме и без лишних подробностей… достаточно, чтобы ребёнок удовлетворился.

Подробности моя мать приберегла до 9-летнего (или 10-летнего… точно уже не помню) возраста – т.е. незадолго до того, как должно наступить половое созревание (вот он – воспетый Я.А.Коменским «принцип природосообразности» – всё в своё время). Рассказывать ничего не стала – просто дала мне журнал «Семья и школа», где была опубликована книга «Для мальчиков и девочек» – к сожалению, не помню автора, но сейчас книги такого рода для детей найти не так уж и трудно – и отечественные и переводные.

Что представляла собой книга? Описывается семья – мама, папа и девочка, где ожидают появления второго ребёнка – и юная героиня (с которой может отождествлять себя юный читатель) на этом примере постигает, как это происходит. Вот этот момент очень важен – изначально в детском сознании запечатлевается прямая связь между функционированием детородных органов и беременностью, деторождением. Понимание того, что не всегда беременность желанна, что иногда приходится предотвращать её наступление – это всё будет потом, а пока – именно так: желанный и любимый ребёнок как естественное следствие супружеских отношений, любви мужчины и женщины, и это запечатлевается как эталон… Если же изначально «первичным» будет выступать секс, а беременность – его последствием наряду со СПИДОм и сифилосом, от которых надо «предохраняться» – вряд ли из этого получится что-то хорошее… между прочим, одно из последствий такого изначального восприятия – ранние беременности: у девочки просто не запечатлелась ни в сознании, ни в подсознании связь между сексом и беременностью…

От событий в описываемой семье автор плавно совершает переход к описанию устройства и функционирования детородных органов – сначала женских, потом мужских. Описание это, в сущности, ничем не отличалось от описаний системы кровообращения и нервной системы в детских научно-популярных книгах, с которыми я уже была знакома – так что чем-то особенным не показалось. В таком тоне было объяснено всё: и «механизм» менструаций и поллюций (так что я не испугалась при наступлении менархе), и оплодотворение… о сексе же как таковом было сказано вскользь: половой член вводится во влагалище… большего в 10 лет мне было и не нужно…

Когда и как я узнавала подробности «про это»… даже и не помню уже – настолько просто и естественно это произошло после того, как была «подготовлена почва». И уже казалось естественным, что делать это нужно только с самым близким человеком – единственным на всю жизнь…

Но тут мы уже выходим за пределы детства как такового – дальше уже подростковый возраст и юность. Ну, а ребёнку таких «начальных знаний» вполне достаточно.

deb
Людмила Серебрякова

Какую трудную тему вы взяли... Я тоже думаю, как и Вы. Но что думают современные дети? +

top
Елена Асвойнова-Травина

Современные дети будут думать то, чему научат их современные родители. Мой старший пока ещё говорит иногда "жениться" вместо "целоваться"... для начала неплохо.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+