С Богом, разумеется, не спорят – и христианская цивилизация приняла такую идеализацию детства (вспомните, как в «Грозе» А.Островского Катерина сравнивает «деток» с ангелами… примечательно, что детей у этой героини нет): ребёнок – существо, не знакомое ещё с пороками, которыми одержимы взрослые… те, кому такое представление кажется «красивым», пусть вспомнят детский Крестовый поход, к которому оно в конечном итоге привело.
Примечательно, что в ту же эпоху Средневековья существовало и другое – прямо противоположное отношение к детям, идущее от трудов Аврелия Августина: ребёнок – существо несовершенное, от рождения до крещения отмеченное первородным грехом, а в дальнейшем постоянно досаждающее родителям, мешая вести благочестивую жизнь (удивительно, что на эти богословские труды не ссылаются «чайлдфри»). Такая точка зрения родилась во времена, когда христиане ждали Второго пришествия прямо-таки «со дня на день» – и в деторождении попросту не видели смысла (более того – в преддверии конца света оно могло отвлечь от более важных дел), так что со временем – когда всё более становится ясным, что Второго пришествия ждать придётся долго и нет смысла отказываться от обычной человеческой жизни – она всё больше «сдаёт позиции», уступая место идеализации ребёнка.
Разумеется, обе эти точки зрения – крайние, и мы в наш просвещённый век вполне способны разглядеть «золотую середину». Действительно ли дети никогда не лгут? Ни один человек, имеющий детей, с этим не согласится. И это не удивительно: дети живут среди взрослых – и впитывают «взрослые» пороки намного легче и быстрее, чем нравственные принципы (почему-то зло всегда оказывается более «прилипчивым», чем добро).
В то же время, дети могут иногда демонстрировать прямо-таки «патологическую» правдивость, создающую взрослым немало проблем. Объясняется это тем, что ребёнок пока не может разобраться во всех хитросплетениях «взрослых» взаимоотношений – и в некоторых случаях попросту не понимает, почему надо лгать (так, ребёнок из сказки Х.К.Андерсена не понимает, почему надо восхищаться платьем короля, когда король голый – он же не знает, что значит «потерять своё место»). Действительно, в 5 лет трудно понять, зачем нужно мило улыбаться тёте, по поводу визита которой пять минут назад злобно шипели «Не было печали – черти накачали», и потому ребёнок с обезоруживающей искренностью спросит: «Тётя Маша, тебя черти накачали?»
Но там, где выгода лжи очевидна, дети могут демонстрировать такое коварство, которому – по выражению К.Чуковского – «позавидовал бы любой иезуит». Никогда не забуду, как мне позвонили из детского сада: мой 4-х-летний ребёнок истошно кричит, жалуется, что болит животик. Детсадовский медработник не смог сказать ничего определённого, мы с мужем – тем более полные профаны в медицине… делать нечего: вызвали «Скорую». Врач «Скорой», осмотрев ребёнка, посоветовал отвезти его в больницу – и только там хирург смог его «разоблачить»: ребёнок совершенно здоров! И тут я вспомнила то, на что поначалу не обратила внимания (поскольку испугалась): всю дорогу от детского сада до дома ребёнок твердил: «Я болею, мне нельзя в садик, мне надо сидеть дома – смотреть мультики»… вот где собака зарыта! Но каков «артист» – всех ввёл в заблуждение, даже врачей «Скорой помощи»!
Что делать с такой ложью? Прежде всего, постараться, чтобы она не достигала своей цели – так, я моего «артиста» тут же отвела обратно в садик, а мультиков он в тот день не получил вообще. Заодно мы объяснили ему, что может произойти, если он будет врать: «Когда ты по-настоящему заболеешь – мы подумаем, что ты опять притворяешься, и не будем тебя лечить, и тебе будет совсем плохо».
С детской ложью не следует путать фантазию. Разницу между тем и другим блестяще показал Н.Носов в рассказе «Фантазёры»: мальчики безобидно фантазируют – для развлечения, для забавы – в то время как Игорь лжёт матери, перекладывая вину за свой проступок на младшую сестру… да, ложь всегда выгодна, всегда преследует конкретную цель (получение каких-то благ, избегание наказания) – фантазия же никакой практической пользы не даёт. Она может компенсировать то, чего ребёнку недостаёт в действительности (например, я была единственным ребёнком в семье – и придумала себе брата, а в придачу – целую страну, в которой мы с ним жили), или просто – сделать жизнь интереснее, «поиграть с миром». Бояться таких фантазий не стоит – тем более, бороться с ними «жёсткими» методами: «если ты это видишь – значит, ты психически больная, и тебя надо вести к врачу» – далее шло весьма «красочное» описание «сумасшедшего дома», куда меня поместят… К психиатру меня всё-таки отвели – но помещать меня в «дурдом» он не стал, а объяснил моим родителям, что ничего страшного в бурной детской фантазии нет, что это может быть признаком творческой личности…
Бороться с детской ложью можно и нужно – но ни в коем случае не нужно бороться с фантазией, чтобы не удивляться потом: почему он ничего не может ни придумать, ни решить самостоятельно!