icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

«ачем человеку нужны уши?

  • 5827
  • 2

«ачем человеку нужны уши?

√овор€ о человеческих ушах, мы далеко не всегда имеем в виду одно и то же. “ак, в выражении Ђнадрать ушиї речь идЄт о вполне конкретной части тела Ц ушных раковинах, представл€ющих собой часть наружного уха (друга€ его часть Ц слуховой проход). ‘ункци€ ушной раковины Ц улавливание звуков, это своего рода Ђрадарї. ” наших эволюционных предков этот Ђрадарї мог ещЄ и поворачиватьс€ в поисках источника звука Ц сегодн€ об этом напоминают лишь рудиментарные ушные мышцы. ¬прочем, встречаютс€ люди, у которых эти мышцы работают Ц и они поражают окружающих своей Ђзамечательной способностьюї шевелить ушами (как одноклассник  исы ¬оробь€нинова ѕыхтеев- акушкин). Ќо это ещЄ не всЄ: кожные складки, которыми испещрена ушна€ раковина, внос€т некоторые частотные искажени€ в звук, что помогает определить локализацию источника звука в пространстве.

Ќо если подходить строго научно, то ухо Ц это довольно сложный орган, состо€щий из наружного уха, о котором мы уже говорили, среднее ухо и внутреннее ухо. —реднее ухо отделено от наружного барабанной перепонкой и образует полость в височной кости (т.н. барабанна€ полость). «десь расположены самые маленькие кости нашего организма Ц молоточек, сросшийс€ с барабанной перепонкой, наковальню, соединЄнную с ним, и стремечко, соедин€ющее наковальню с внутренним ухом. ¬с€ эта система передаЄт вибрацию барабанной перепонки, Ђотвечающейї на звуковые волны, внутреннему уху. ¬нутреннее же ухо Ц это костный лабиринт, называемый также улиткой. ќн заполнен особыми жидкост€ми Ц эндолимфой и перилимфой.  олебани€, передаваемые внутреннему уху, вызывают нечто вроде Ђволныї в этих жидкост€х, и они раздражают нервные рецепторы улитки Ц которые передают сигнал на слуховой нерв, он и отправл€ет его Ђна обработкуї в мозг. «а передачу сигнала с улитки на слуховой нерв отвечают два белка Ц коннексин 26 и коннексин 30. ≈сли в результате генетической мутации любой из этих белков не вырабатываетс€, человек будет глухим, несмотр€ на то, что и наружное, и среднее, и внутренне ухо у него работают.

»так, ухо нам нужно дл€ того, чтобы слышать. ƒл€ чего нам эта способность? ќ еЄ важности свидетельствует уже то, что дл€ неЄ существует название в повседневной речи (скажем, дл€ проприоцептивных ощущений такого нет). —лух Ц это не только одно из ощущений, которые не только знают даже люди, далЄкие от науки Ц это одно из ощущений, утрата которого делает человека т€жЄлым инвалидом.

—лух у нас всЄ-таки играет меньшую роль, чем зрение, но в определЄнном смысле он зрение превосходит. «рение бессильно в темноте, или когда человек стоит спиной к объекту, или когда между нами и объектом находитс€ какое-то преп€тствие. ƒокричатьс€ же можно и в темноте, и со спины, а при определЄнных обсто€тельствах Ц даже через стенку. »менно слух скорее поможет на охоте, когда потенциальна€ добыча пр€четс€ Ц да и у самого меньше шансов стать добычей, если воврем€ услышишь приближение хищникаЕ

»так, у звукового раздражител€ всегда больше шансов Ђдостучатьс€ї до человека, чем у зрительного Ц именно поэтому человек обзавЄлс€ звуковым €зыком. язык, взывающий к зрению, был разработан лишь в позднейшие времена Ц дл€ людей, лишЄнных слуха, и он во многом следовал за €зыком звуковым.

¬прочем, рецепторы внутреннего уха получают и передают информацию не только о звуковых волнах, но и о положении тела в пространстве. Ёто происходит благодар€ известковым образовани€м (т.н. отолитам) и желеобразным купулам, наход€щимс€ в полукружных каналах, расположенных р€дом с улиткой и тоже заполненных эндолимфой. Ёти образовани€ и эндолимфа имеют разную инерцию при ускорении Ц вот на это и реагируют рецепторы. ¬сЄ это называетс€ вестибул€рным аппаратом Ц органом равновеси€. »з-за Ђродстваї уха и вестибул€рного аппарата он несколько иначе работает у глухих (именно поэтому глухие дети обажают висеть на турнике вниз головой или другими способами Ђраздражатьї своЄ вестибул€рный аппарат Ц им это доставл€ет при€тные ощущени€).

ѕоскольку €зык у нас звуковой, человек, лишЄнный слуха (или с серьЄзно нарушенным слухом) неизбежно оказываетс€ в изол€ции. ѕравда, сейчас создано немало и технических средств, и педагогических приЄмов, способных адаптировать таких людей к жизни среди слышащих, но достичь в этом абсолютного успеха пока что нельз€: ни слуховой аппарат, ни даже кохлеарный имплантант не позвол€ют слышать так, как слышим мы с вами. “ак, ребЄнку, пользующемус€ слуховым аппаратом (особенно если ребЄнок маленький) нужно врем€, чтобы адаптироватьс€ к голосу нового дл€ него человека Ц речь малознакомых людей он различать не будет.

≈сли на детской площадке чей-то ребЄнок не реагирует на ваши слова (например, на просьбу отойти) Ц не спешите делать вывод, что он невоспитанный, присмотритесь Ц нет ли у него слухового аппарата (впрочем, аппарата может и не быть Ц если глухота тотальна€, или в данный момент его почему-то нельз€ носить Ц скажем, ухо воспалено). ќбратитесь к ребЄнку так, чтобы видел ваши губы (как правило, такие люди неплохо читают по губам Ц впрочем, к глухим и слабослышащим взрослым это тоже относитс€), покажите ему простым жестом, что вы от него хотите, в крайнем случае Ц обратитесь к его родител€м. » конечно, воврем€ отучите своих детей Ђтыкать пальцемї в человека со слуховыми аппаратами на ушах!

”хо Ц орган достаточно нежный. Ђ¬раговї, способных непоправимо нарушить его работу, немало: это и инфекции, и некоторые антибиотики, но самый опасный враг слуха Ц это всЄ-таки высокие громкости. “ак, в —Ўј уже завод€т речь о Ђпоколении слабослышащихї, а виной всему Ц iPodТы, точнее Ц неосторожное обращение многих подростков с этими устройствами: если целыми дн€ми ходить с наушниками в ушах и при этом включать музыку на полную мощность Ц это слуху не на пользу.


mas
ћарк Ѕлау

–от один, зато два уха.
 ак нам это объ€снить?
«начит, надо больше слушать
» поменьше говорить.

mas
ћарк Ѕлау

например, ан просьбу отойти

»справьте описку во втором абзаце снизу

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+