icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Зачем человеку нужны уши?

  • 4142
  • 2

Зачем человеку нужны уши?

Г
Говоря о человеческих ушах, мы далеко не всегда имеем в виду одно и то же. Так, в выражении «надрать уши» речь идёт о вполне конкретной части тела – ушных раковинах, представляющих собой часть наружного уха (другая его часть – слуховой проход). Функция ушной раковины – улавливание звуков, это своего рода «радар». У наших эволюционных предков этот «радар» мог ещё и поворачиваться в поисках источника звука – сегодня об этом напоминают лишь рудиментарные ушные мышцы. Впрочем, встречаются люди, у которых эти мышцы работают – и они поражают окружающих своей «замечательной способностью» шевелить ушами (как одноклассник Кисы Воробьянинова Пыхтеев-Какушкин). Но это ещё не всё: кожные складки, которыми испещрена ушная раковина, вносят некоторые частотные искажения в звук, что помогает определить локализацию источника звука в пространстве.

Но если подходить строго научно, то ухо – это довольно сложный орган, состоящий из наружного уха, о котором мы уже говорили, среднее ухо и внутреннее ухо. Среднее ухо отделено от наружного барабанной перепонкой и образует полость в височной кости (т.н. барабанная полость). Здесь расположены самые маленькие кости нашего организма – молоточек, сросшийся с барабанной перепонкой, наковальню, соединённую с ним, и стремечко, соединяющее наковальню с внутренним ухом. Вся эта система передаёт вибрацию барабанной перепонки, «отвечающей» на звуковые волны, внутреннему уху. Внутреннее же ухо – это костный лабиринт, называемый также улиткой. Он заполнен особыми жидкостями – эндолимфой и перилимфой. Колебания, передаваемые внутреннему уху, вызывают нечто вроде «волны» в этих жидкостях, и они раздражают нервные рецепторы улитки – которые передают сигнал на слуховой нерв, он и отправляет его «на обработку» в мозг. За передачу сигнала с улитки на слуховой нерв отвечают два белка – коннексин 26 и коннексин 30. Если в результате генетической мутации любой из этих белков не вырабатывается, человек будет глухим, несмотря на то, что и наружное, и среднее, и внутренне ухо у него работают.

Итак, ухо нам нужно для того, чтобы слышать. Для чего нам эта способность? О её важности свидетельствует уже то, что для неё существует название в повседневной речи (скажем, для проприоцептивных ощущений такого нет). Слух – это не только одно из ощущений, которые не только знают даже люди, далёкие от науки – это одно из ощущений, утрата которого делает человека тяжёлым инвалидом.

Слух у нас всё-таки играет меньшую роль, чем зрение, но в определённом смысле он зрение превосходит. Зрение бессильно в темноте, или когда человек стоит спиной к объекту, или когда между нами и объектом находится какое-то препятствие. Докричаться же можно и в темноте, и со спины, а при определённых обстоятельствах – даже через стенку. Именно слух скорее поможет на охоте, когда потенциальная добыча прячется – да и у самого меньше шансов стать добычей, если вовремя услышишь приближение хищника…

Итак, у звукового раздражителя всегда больше шансов «достучаться» до человека, чем у зрительного – именно поэтому человек обзавёлся звуковым языком. Язык, взывающий к зрению, был разработан лишь в позднейшие времена – для людей, лишённых слуха, и он во многом следовал за языком звуковым.

Впрочем, рецепторы внутреннего уха получают и передают информацию не только о звуковых волнах, но и о положении тела в пространстве. Это происходит благодаря известковым образованиям (т.н. отолитам) и желеобразным купулам, находящимся в полукружных каналах, расположенных рядом с улиткой и тоже заполненных эндолимфой. Эти образования и эндолимфа имеют разную инерцию при ускорении – вот на это и реагируют рецепторы. Всё это называется вестибулярным аппаратом – органом равновесия. Из-за «родства» уха и вестибулярного аппарата он несколько иначе работает у глухих (именно поэтому глухие дети обажают висеть на турнике вниз головой или другими способами «раздражать» своё вестибулярный аппарат – им это доставляет приятные ощущения).

Поскольку язык у нас звуковой, человек, лишённый слуха (или с серьёзно нарушенным слухом) неизбежно оказывается в изоляции. Правда, сейчас создано немало и технических средств, и педагогических приёмов, способных адаптировать таких людей к жизни среди слышащих, но достичь в этом абсолютного успеха пока что нельзя: ни слуховой аппарат, ни даже кохлеарный имплантант не позволяют слышать так, как слышим мы с вами. Так, ребёнку, пользующемуся слуховым аппаратом (особенно если ребёнок маленький) нужно время, чтобы адаптироваться к голосу нового для него человека – речь малознакомых людей он различать не будет.

Если на детской площадке чей-то ребёнок не реагирует на ваши слова (например, на просьбу отойти) – не спешите делать вывод, что он невоспитанный, присмотритесь – нет ли у него слухового аппарата (впрочем, аппарата может и не быть – если глухота тотальная, или в данный момент его почему-то нельзя носить – скажем, ухо воспалено). Обратитесь к ребёнку так, чтобы видел ваши губы (как правило, такие люди неплохо читают по губам – впрочем, к глухим и слабослышащим взрослым это тоже относится), покажите ему простым жестом, что вы от него хотите, в крайнем случае – обратитесь к его родителям. И конечно, вовремя отучите своих детей «тыкать пальцем» в человека со слуховыми аппаратами на ушах!

Ухо – орган достаточно нежный. «Врагов», способных непоправимо нарушить его работу, немало: это и инфекции, и некоторые антибиотики, но самый опасный враг слуха – это всё-таки высокие громкости. Так, в США уже заводят речь о «поколении слабослышащих», а виной всему – iPod’ы, точнее – неосторожное обращение многих подростков с этими устройствами: если целыми днями ходить с наушниками в ушах и при этом включать музыку на полную мощность – это слуху не на пользу.

mas
Марк Блау

Рот один, зато два уха.
Как нам это объяснить?
Значит, надо больше слушать
И поменьше говорить.

mas
Марк Блау

например, ан просьбу отойти

Исправьте описку во втором абзаце снизу

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+