icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

¬ каком возрасте мы начинаем видеть?

  • 965
  • 1

¬ каком возрасте мы начинаем видеть?

—ама постановка вопроса требует некоторого уточнени€, поскольку в слово Ђвидетьї может вкладыватьс€ разный смысл.

≈сли мы спрашиваем, когда наши органы зрени€ Ц т.е. глаза Ц начинают реагировать на свет, рожда€ какое-то ощущение, ответ будет таким: на 26й неделе внутриутробного развити€. ¬ это врем€ плод уже может посредством глаз различать солнечный свет, который проникает сквозь кожу, мышцы и др., если одежда на матери достаточно лЄгка€. »звестно, что малыш при этом видит солнечный свет в приглушЄнных оранжевых тонах, положительно реагирует на рассе€нные лучи и про€вл€ет беспокойство при воздействии пр€мых лучей.

” этого вопроса есть и другой аспект: когда из зрительных ощущений рождаетс€ образ зрительного воспри€ти€ Ц когда мы начинаем видеть что-то конкретное, что можно назвать, определить, отнести к какой-то категории Ц словом, когда мы начинаем Ђвидетьї не только глазами, но и мозгом?

Ќа первый взгл€д эта способность кажетс€ врождЄнной Ц это св€зано с тем, что к тому возрасту, с которого человек себ€ помнит и осознаЄт (примерно в 3х-летнем возрасте), она уже сформирована, а вы€снить что-то у годовалого ребЄнка и тем более Ц у новорождЄнного младенца достаточно сложно.

¬ некотором роде удалось пролить на это свет, когда медики научились возвращать зрение слепым от рождени€ или ослепшим в младенчестве. Ќаблюдени€ за такими пациентами помогли пон€ть: зрительное воспри€тие не дано нам от рождени€ Ц ему надо учитьс€!

ѕрозревшие больные легко опознавали пр€мые линии Ц но не могли отличить горизонтальную от вертикальной, отличали круг от квадрата или куб от шара, но не могли различить на взгл€д шар и куб или квадрат и круг, хот€ умели это делать на ощупь. „ем сложнее предмет, тем труднее даЄтс€ его зрительное Ђосвоениеї: так, один пациент очень долго не мог научитьс€ отличать лошадь от петуха Ц у обоих животных достаточно пышный хвост, он-то и вносил путаницу. ¬ообще, главна€ проблема состо€ла именно в целостном воспри€тии Ц образ как будто Ђраспадаетс€ї на отдельные признаки, например, привык человек есть из тарелки с синей каймой Ц в тарелке с золотым ободком он тарелку не опознаетЕ почему так происходит?

ƒл€ начала вспомним механизм работы зрительного анализатора: свет, проход€ через зрачок, фокусируетс€ хрусталиком, попадает на сетчатку, возбужда€ еЄ клетки, которые передают по зрительному нерву информацию в мозг, где под воздействием нервного импульса в соответствующем корковом представительстве возникает своего рода Ђмозаикаї из возбуждЄнных нейронов Ц своего рода Ђпроекци€ї на мозговой ЂэкранїЕ и вот тут возникает вопрос: кто смотрит на этот Ђэкранї?  ак кто Ц мы сами смотрим! Ќо ведь мозг Ц часть нашего существаЕ смотрит душа? »сследованием бессмертной души биологи€ не занимаетс€, так что придЄтс€ всЄ-таки разобратьс€, что происходит с мозгом.

¬ мозге имеютс€ особые нервные клетки-детекторы, реагирующие на отдельные признаки. ¬ животном мире такой реакции зачастую бывает достаточно дл€ выживани€ Ц например, у л€гушек есть детекторы тЄмного п€тна, реагирующие на движущиес€ тЄмные п€тна, благодар€ этому она замечает насекомых и мгновенно Ђвыстреливаетї €зыком. ≈сть такие детекторы и у млекопитающих: реагирующие на линии, кривизну линий, величину угла между ними. ¬сЄ это есть и у нас (теперь пон€тно, почему прозревшие больные опознавали линии и простейшие фигуры), есть у человека даже детекторы, Ђзаточенныеї под весьма сложные объекты Ц например, человеческое лицо, именно поэтому младенцы рассматривают человеческие лица дольше и охотнее других предметов и люб€т игрушки, у которых есть какое-то подобие человеческого лица (например, плюшевых мишек).

¬заимодействие человека с миром намного сложнее, чем у любого животного Ц и оно не может обслуживатьс€ одной только де€тельностью детекторов, их Ђпоказани€ї приходитс€ перерабатывать и обобщать. ¬от этого-то и не умеет мозг новорождЄнных младенцев и недавно прозревших людей! “акому обобщению приходитс€ учитьс€.

Ёта способность Ц как и все психические функции Ц имеет сензитивный период, и чем старше прозревший больной, тем меньше у него шансов научитьс€ пользоватьс€ зрением.  роме того, при этом Ц как и при любом обучении Ц требуетс€ активное взаимодействие человека с окружающим миром. ќсобенно €рко это про€вл€лось в опытах по Ђпереучиваниюї: на человека надевали призматические очки, Ђпереворачивающиеї изображение, и следили, сколько ему потребуетс€ времени, чтобы вновь начать видеть мир обычным способом (к слову, из всех живых существ способным к такому переучиванию оказалс€ только человек). ¬ одном таком эксперименте были задействованы двое испытуемых, один из которых сидел в инвалидной кол€ске с заложенными за спину руками и ничего не имел права делать сам, а другой ходил свободно и еще обслуживал первого. “ак вот, Ђпереучитьс€ї смог только второй испытуемый Ц первый ни на шаг не продвинулс€. ѕримечательно, что така€ же закономерность наблюдалась и у прозревших больных: те из них, кто особой активности не про€вл€л, так и не научились пользоватьс€ зрением и продолжали ориентироватьс€ посредством слуха и ос€зани€ Ц т.е. как бы остались слепыми, хот€ физически они были способны видеть.

«рительное воспри€тие Ц как и воспри€тие вообще Ц это не есть пассивное Ђотражениеї окружающих предметов в Ђзеркалеї анализатора, это активный процесс обобщени€ информации. ќбобщение же характерно дл€ мышлени€. » потому психологи утверждают, что нельз€ с точностью сказать, где заканчиваетс€ воспри€тие и начинаетс€ мышление. “аким образом, видеть (и воспринимать вообще) и мыслить мы учимс€ одновременно.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+