icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

” кого толоконный лоб?

  • 1086
  • 10

” кого толоконный лоб?

“олокно Ц это овс€на€ мука. ƒелают ее из овс€ных зерен. ѕо старой русской домашней технологии €чменное зерно замачивали и ставили на ночь в еще теплую печь. “емпература в печи должна была быть выше 45 градусов. «а ночь зерно распаривалось. ѕри этом измен€лс€ белковый состав такого зерна. Ѕелки частично распадались, и мука из обработанного теплом зерна уже не была годной на то, чтобы образовать тесто. «ато она хорошо набухала в воде и становилась густой, кашеобразной.

ћуку же из пропаренного овса делали очень старинным способом. «ерно не мололи, а толкли. ѕолученна€ мука сохран€ла все ценные пищевые компоненты. ≈ду из нее было изготовить просто. “олоконную муку заливали холодной кип€ченой водой, размешивали и солили. ¬се! ѕитательна€ и вкусна€ получалась кашка.

 стати, если бы зерно тепловой обработке не подвергалось, а просто толклось и разбавл€лось водой, кашка получалась бы пожиже, ее не ложкой ели, а попросту хлебали из чашки. “акое блюдо, естественно, называлось ЂхлЄбової. Ќо в отличие от толокна, хлЄбово было не слишком питательным. ќднако, если замешать его покруче и поставить в печь, получалось замечательное блюдо, которое называлось... как? ѕравильно, хлеб.

“олокно делали не только из овса, но и из других зерен: из €чмен€, из пшеницы, из ржи. ƒаже из гороха.

√лавным технологическим процессом при изготовлении толокна было, конечно, толчение. “олкли зерно в ступе дерев€нным пестом-толкушкой. “олкли до тех пор, пока все зерна не превращались в муку, то есть ничего твердого в ступе не оставалось. ћука же Ц глупа и легковесна. ƒунешь Ц и нет ее.

ѕо этой причине дурака, у которого в голове ни одной здравой (твердой) мысли не заводитс€, называли в деревне Ђтолоконным лбомї. ƒругой вариант этого обидного прозвища был Ђсоломенный лобї Ц вариант Ђчучела огородногої. ” пол€ков дл€ таких людей было сходное прозвище, Ђkonopiasty lebї (коноплевый лоб), поскольку пугала на огород они набивали коноплевой соломой. „уть попозже по€вилось выражение Ђопилки в головеї. Ќу, тоже, никакого путного содержимого.

Ёто народное выражение обессмертил великий поэт ј.—.ѕушкин. ¬ принципе, дл€ бессмерти€ хватило одной начальной строчки в Ђ—казке о попе и о работнике его Ѕалдеї, написанной в 1830 году.

∆ил-был поп, толоконный лоб

“о есть, дураковат был батюшка.  стати, его сказочный оппонент тоже неласковое прозвище имел. ЂЅалдаї Ц это дерев€нный чурбак, полено. “ак что и Ѕалда Ц здоровый и не слишком умный парень. ѕрозвище, кстати, весьма распространенное в старину. ‘амилии ЂЅалдинї, ЂЅолдинї, ЂЅалденковї, ЂЅолдыревї, происшедшие из этого прозвища, Ц довольно распространенные. ѕушкинское родовое имение в Ќижегородской губернии называлось Ѕолдино. »з того же корн€.  стати, Ђ—казка о попе и о работнике его Ѕалдеї писана была именно в деревне Ѕолдино.

¬ общем, имечко Ѕалда Ц вариант сказочного »вана-дурака. » так же, как »ван-дурак он оказываетс€ совсем не дураком, подр€дившись к глуповатому и к жадному попу в работники, казалось бы, задарма.

ѕрозвище Ђтолоконный лобї, данное јлександром —ергеевичем в сказке попу, в советское врем€ ставилось поэту в заслугу. ¬от мол, ненавидел поэт религию. Ќа одной выше процитированной строчке, да еще на юношеской шаловливой Ђ√аврилиадеї диссертации писались на тему Ђѕушкин и религи€ї!

—ейчас власть помен€лась, и теперь некоторые старательные, хот€ и с толоконными лбами, филологи пытаютс€ сказку ѕушкина как бы вымарать. ¬ымарать ѕушкина сейчас нелегко, а вот переписать за него сказку можно. ”ж по€вились где-то Ђ—казки о купце и его работнике Ѕалдеї. ћол, найдены черновики, в которых великий поэт... и так далее. »ли что ¬.ј.∆уковский заменил в сказке ј.—.ѕушкина попа на купца  узьму ќстолопа, чтобы провести через церковную цензуру (тогдашнюю).

’от€, если вдуматьс€, дурной купец Ц €вление иррациональное. “акой купец очень быстро по миру пойдет и купцом быть перестанет. ј вот то, что нижнее звено у православной церкви в пушкинские времена было не слишком грамотное и не слишком толковое Ц факт, многократно подтвержденный. Ќе вс€кий деревенский батюшка был ума палата. ƒа и не требовалось от него много ума. ѕотому-то Ђпоп, толоконный лобї был персонажем достаточно распространенным.

mas
ћарк Ѕлау

ј вот и толокно. »ллюстраци€ из культовой " ниги о вкусной и здоровой пище" 1950-го года.

spe
¬ладислав „ерных

 ак-то в XVIII веке в нашей губернии (может быть, и в других, но читал про нашу) церковные власти проводили, как бы сейчас сказали, аттестацию попов.  стати, слово "поп" тогда было вполне официальным названием иере€. “ак вот, чуть ли не четверть из €вившихс€ оказались "церковную службу исправл€ть негодными и не знающими из неЄ ничего, кроме отдельных возгласов". ’ватало у нас дураковатых батюшек...

spe
ёли€ ƒворникова

 ак-то попала в детстве в санаторий под “ебердой. “ам каждое утро дет€м на завтрак давали вкусный густой кисель из толокна, в обед - дрожжевой напиток, а после ужина - айран. ¬ наше врем€ всеобщего изобили€, надо было "подкормить" малого ценными питательными веществами. “олокна так и не нашла! Ќигде!!!

mas
≈вгений Ѕагдерин

ѕушкин дал гениальную характеристику. ќни, кстати, почему то обижаютс€ когда слышат "поп". —тать€ очень интересна€, познавательна€ и легка€....

top
Halida Rojkova

ƒа, интересно! ј еще и познавательно. “олокно вообще-то в советское врем€ продавали в магазинах. —ейчас не видно - слишком питательно или друга€ причина есть?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+