Как уже было сказано, особенное впечатление это свойство раковин производит на детей. Некоторые из них, даже став взрослыми, убеждены, что раковина, будучи погружена в море, каким-то необъяснимым способом «запомнила» шум морского прибоя и стала этаким вечным морским магнитофоном. Но это, конечно, не так. И мне это очень хорошо известно.
К сторонникам только что сформулированной гипотезы я не отношусь, потому что едва ли не сразу после того, как состоялось мое знакомство с сувенирной морской ракушкой, издававшей шум прибоя, я обнаружила, что подобный (или очень похожий) шум издают и металлическая кружка, и стеклянный стакан, и даже руки если их, словно наушники, поднести к ушам. Под воздействием этих простых экспериментов я разуверилась в маленьком волшебстве роскошной ракушки.
Но разгадку этого фокуса я смогла узнать только в старших классах. И только потому, что мне хорошо давалась физика.
С точки зрения акустики, раковина (и металлическая кружка, и стеклянный стакан тоже) являются резонаторами. Собственно говоря, любая замкнутая воздушная полость является резонатором.
Что это значит? Каждый из названных предметов колеблется с определенной частотой, которая зависит от множества причин, в том числе, от свойств самого резонатора. Например, в зависимости от формы и размера ракушки частота ее собственных колебаний может изменяться в определенных пределах. При этом ракушка может иметь не одну собственную частоту, а несколько. То есть с точки зрения акустики, ракушка – весьма сложный резонатор.
Как и положено резонатору, морская ракушка выделяет и усиливает звуки окружающей среды, частота колебания которых совпадает с частотой (или с частотами) собственных колебаний раковины. Поскольку громкость звуковых колебаний в воздухе меняется, меняется также громкость выделенных ракушкой колебаний. Они становятся то громче, то тише. Будто бы волны прибоя шелестят по песку.
Как уже говорилось, того же эффекта можно добиться, приставив к уху пустой стакан. Поскольку в качестве резонатора стакан проще, чем раковина, скорее всего он будет обладать одной частотой собственных колебаний. Поэтому из всего разнообразия внешних звуков будет выделяться одна частота. Это будет больше похоже на шум какого-нибудь электронного прибора, то возрастающий, то убывающий.
Есть мнение о том, что источником шума, который слышится в раковине, когда мы приставляем ее к уху, являются просто пульсации крови в нашем ухе, а раковина, просто отсеивает шумы, которые мешают нам эти пульсации услышать. Думается, что это не так. Пульсации все же отличаются от равномерного шума «прибоя».
Хорошо бы проверить эту теорию, поставив еще один эксперимент. А именно, будет ли «шуметь» раковина в абсолютно изолированной от внешних звуков комнате? Согласно вышеописанному объяснению, в сурдокамере раковина замолчит.