icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
ћучают вопросы? ”знай

ѕо каким причинам начинаетс€ война в мире?

  • 1149
  • 7

ѕо каким причинам начинаетс€ война в мире?

¬

¬с€ истори€ человечества Ч это истори€ войн и поэтому один из самых важных вопросов, над которыми веками задумывались историки, философы, мыслители и политики: Ђѕочему начинаютс€ войны?ї.

Ћюбой параграф учебника по истории, посв€щенный той или иной войне, начинаетс€ с подпункта: Ђѕричиныї. ¬се эти подпункты написаны по-разному и о разном. ѕричины —толетней, “ридцатилетней, —еверной и ¬еликой отечественной войны не могут быть одинаковыми, ведь велись они в разные эпохи и разными государствами. ќднако даже при беглом взгл€де на мировую историю и при попытке осмыслить причины войны философски становитс€ очевидно, что все войны человечества имеют схожие причины, со скидкой на разный исторический контекст.

„то такое война? » что лежит в еЄ основе?

„то такое война? јкадемические и учебные издани€ указывают, что это конфликт между политическими и религиозными образовани€ми, проход€щий в форме военных действий. Ќо давайте перейдем с €зыка исторической науки на бытовой €зык, в котором есть такое слово как Ђвраждаї.†

¬ражда Ч это неприн€тие друг друга, противоборство, основанное на противоречи€х. ¬опрос "ѕочему †в мире начинаетс€ война?" вопросу Ђѕочему люди убивают друг друга?ї. ¬едь и в мирное врем€ происходит немало убийств. „еловек решаетс€ на убийство другого в случае, если тот ему мешает осуществить свои цели или если смерть другого человека может принести выгоду. “о же самое наблюдаетс€ и во взаимоотношени€х государств.

≈сли обобщить все войны в истории человечества, то можно условно сказать, что их причина Ч в противоречи€х между государствами, племенами, народами, квази государственными образовани€ми или политическими блоками. ћежду государствами, так и между людьми, война начинаетс€ в тот момент, когда одно государство Ђмешаетї реализации целей другого или попадает в сферу его интересов.

¬ойна за ресурсы

ќдной из главных причин противоречий между участниками исторического процесса во все времена €вл€лись ресурсы. — первобытных времен люди вели борьбу за выживание. Ћюди жили сначала общинами, потом племенами, потом семь€ми и в борьбе за ресурсы убивали Ђчужаковї, чтобы долгожданна€ добыча досталась их Ђклануї.

— образованием государства и по€влением политической власти, каждый правитель стремилс€ стать могущественнее другого, обладать большим количеством ресурсов. ¬ойны древнего мира по характеру были грабительскими. ќдни народы стремились завоевать другие, чтобы поработить их, подчинить своей воле и использовать как ресурс.

¬сем известно, что великий немецкий философ  арл ћаркс делил всю историю человечества на п€ть этапов - Ђформацийї.†¬ современной исторической науке формационный подход ћаркса критикуетс€, указываетс€ на его схематичность и ангажированность. ќднако, философ в целом верно определил этапы и по названию трех средних формаций становитс€ очевидно, какой ресурс €вл€лс€ основной противоречий. Ќе случайно, определени€ ћаркса, при всей критики его подхода, до сих пор примен€ютс€ в науке и используютс€ в учебниках истории.

Ёпоха древнего мира Ч рабовладельческий строй. √лавным ресурсом, условно говор€, были рабы, как основна€ Ђдвижуща€ силаї. ” кого больше рабов Ч тот вли€тельнее, государства, подчинившие себе большое количество народов, становились мировыми импери€ми, определ€вшими ход истории.

—редние века вошли в учебники истории как эпоха Ђфеодализмаї. ‘еод Ч земельное владение. √лавной ценностью в этот период стала земл€. ¬ойна, нар€ду с династическим браком, была дл€ королей и сеньоров средневековь€ главным средством дл€ расширени€ своих земельных владений, и как следствие, увеличение могущества. ѕочти все войны средневековь€ вели к территориальным изменени€м. Ќе случайно эта эпоха завершаетс€ образованием централизованных государств, то есть победой той или иной территории и монархической династии над остальными. —редние века нам запомнились также и религиозными войнами. ќднако, при ближайшем рассмотрении, станов€тс€ пон€тно, что религи€ была всего лишь Ђшапкойї, накрывавшей шкурные интересы тех или иных монархов, династий или рыцарских орденов. ÷ерковь была крупнейшим землевладельцем, и это уже о многом говорит.

ѕериод новой и новейшей истории, то есть с XVII века до наших дней Ч это врем€ капитализма. ¬ основе лежит Ђкапиталї, проще говор€, материальна€ прибыль и финансова€ выгода, борьба шла за экономическую мощь государства. ќбратимс€ российской истории. ѕетр и ≈катерина вели войны за выход к мор€м. ј зачем государству выход к морю? „тобы развивать торговый флот и тем самым усилить экономическую мощь государства. ¬ечной причиной русско-турецких войн стали проливы Ѕосфор и ƒарданеллы из-за их стратегической и экономической выгоды дл€ –оссии. Ёти проливы в данной ситуации были ресурсом, которым стране †необходимо обладать.

ћарксистский подход, даже в модернизированном виде, достаточно у€звим и не дает полной картины, но войну как Ђпередел ресурсовї он достаточно хорошо иллюстрирует.

–есурсы †в самом широком понимании этого слова продолжают быть одной из главных причин военных конфликтов. —егодн€ этим ресурсом продолжает оставатьс€ капитал и полезные ископаемые, как средство достижени€ экономической мощи.

ѕроблема Ђвечного мираї и справедливого мирового пор€дка. ћожно ли избавитьс€ от войн?

Ќад этой проблемой вопросом задумывались с древнейших времен. Ђѕроекты справедливого мирового пор€дкаї создавались с эпохи средневековь€. јвторы этих проектов предлагали различные Ђобъедин€ющие факторыї, которые могли бы лечь в основу справедливого миропор€дка. Ёто была и христианска€ вера, и мирова€ торговл€ и даже развитие международной прессы, однако все эти проекты по своей сути были утопичны, и к вечному миру привести не могли. “ем не менее осмысление этих проектов наводит на некоторые мысли о причинах войн и о невозможности этого самого Ђвечного мираї.

—реди первых авторов, задумавшихс€ над этой проблемой, был великий голландский философ-реформатор Ёразм –оттердамский. ¬ основе проекта Ёразма лежала проблема Ђдоброй волиї человека и близка€ к платоновской иде€ о том, что первостепенную роль в обществе должны играть философы.

ќн мечтал о Ђ¬семирной республике ученыхї. ”ченые должны были зан€тьс€ воспитанием нового человека, главна€ иде€ в том, что если человека воспитывать по-новому, и каждый будет четко знать своЄ место и свои функции Ч то войны не будет.

»де€ Ђновой педагогикиї, котора€ прослеживаетс€ у Ёразма, присутствовала еще и в других проектах вечного мира, в частности у »ммануила  анта.

¬ проектах Ђвечного мираї Ёразма –оттердамского и ».  анта заложена иде€ о несовершенстве человека. –азвива€ еЄ, понимаешь, что именно несовершенство человека, его приверженность злым страст€м и его отрицательные качества (злоба, зависть, ненависть) и станов€тс€ причиной войн, как в бытовом, так и в историческом понимании. ¬едь злоба, зависть и тщеславие характерны не только дл€ обычных людей, но и дл€ монархов и именно поэтому их предлагали воспитывать Ђпо-новомуї.

ѕоследним проектом так называемого Ђсправедливого мирового пор€дкаї можно назвать идею Ђконца историиї американского философа ‘ренсиса ‘уку€мы.†" онец истории" американизированный €понец понимает не как конец света, а как переход некоторого рубежа, после которого историческое развитие общества прекращаетс€. ƒостигаетс€ определенное мировое устройство, которое не требовало бы дальнейших изменений, а следовательно войн и противоречий, и критерием такого мирового устройства дл€ ‘уку€мы стала либеральна€ демократи€.†

Ёпоха Ђлиберальной демократииї наступила после победы над главными Ђидеологическими бичамиї - фашизмом и коммунизмом, и теперь истори€ кончилась, и более идеальной формы государственного и мирового устройства уже не будет. ѕеревод€ данную концепцию на проблему "вечного мира" Ч если во всем мире будет либеральна€ демократи€, то войн не будет, будет единый и свободный глобализированный мир.

 онцепци€ ‘уку€ми лежит в основе американской политики со времен Ѕ.  линтона, и это действительно очень заметно по поведению Ђсверхдержавыї.†

† Ђ” вас ещЄ нет либеральной демократии? “огда мы идем к ¬амї.†

  чему это приводит, нам каждый день рассказывают по телевизору, и подробно описывать это не стоит. ясно одно, "вечным миром" тут и не пахнет. “е страны, в которых нет и по р€ду причин не может быть этой самой эфемерной "либеральной демократии", оказались вне Ђсправедливого мирового пор€дкаї, и война началась против них. †ј они, пережив кризис национальной идентичности, дали свой ответ на попытку Ђунифицироватьї их. «десь оп€ть вспоминаешь о религиозном факторе. «ачастую он становилс€ лишь вспомогательным, однако религиозна€ идентичность есть основа национальной идентичности, соответственно отказ от веры ведет к отказу от самого себ€, от своей культуры. ѕоэтому религиозный фактор, родом из далекого средневековь€, вновь встает сегодн€ на повестку дн€.†

¬ывод напрашиваетс€ сам собой: все люди разные, воспитываютс€ в разных культурах и в разных традици€х, и у каждого Ђсво€ правдаї. ѕопытка унифицировать народы и заставить их жить по Ђобщим справедливым законамї не ведет к миру, а лишь становитс€ ещЄ одной причиной дл€ начала войн.

“ак почему же начинаетс€ война?

ѕричин дл€ войн может быть множество, однако, если не углубл€тьс€ в дебри исторической науки, то становитс€ очевидно, что причины войн кроютс€ в природе человека и, переход€ на государственный уровень, принимают лишь большие масштабы.

¬ойны между государствами, как и вражда между людьми, зачастую начинаютс€ из-за Ђматериальной выгодыї или борьбы за ресурсы, понимание и значение этого ресурса исторически мен€етс€, но суть остаетс€ прежней.

≈щЄ один комплекс причин кроетс€ в несовершенстве человеческой природы, в его пороках и желани€х. »нтересы государства зачастую завис€т от интересов Ђсильных мира сегої, а они Ц люди, и ничто человеческое, в том числе и негативные качества, им не чуждо.

», наконец, третий комплекс причин кроетс€ в этнических, религиозных, культурных и ментальных разногласи€х между народами. ѕроще говор€, что русскому хорошо, то китайцу смерть. “ак оно сложилось исторически и никакой Ђконец историиї не поможет преодолеть эти противоречи€. ѕопытки сделать других похожими на себ€ привод€т к неизбежным войнам. „тобы избежать этого, нужно принимать другие народы такими, какие они есть. » старатьс€ построить диалог между культурами.

≈динственный способ не воевать †Ч это договоритьс€.   этой мысли политики, историки и философы пришли уже очень давно и сегодн€ мы, как можем, договариваемс€. ќднако, далеко не всегда это дает результат, разногласи€ продолжают возникать и большое счастье, что в современном мире существует множество способов разрешить противоречи€ мирным путем.†

“ем не менее, войны всЄ равно продолжаютс€. » так будет, пока существуют противоречи€ между государствами по поводу ресурсов и сфер вли€ни€, а также особенности тех или иных стран и народов , мешающие национальным и глобальным интересам ближних и дальних соседей по земному шару.†


deb
»ван »ванов

Ќ” что тут сказать - ѕќ«ƒ–ј¬Ћяё јЌј“ќЋ»…, пожалуй одна из лучших ¬јЎ»’ —“ј“≈… - на мой скромный взгл€д. ѕосмотрим что скажут другие авторы. Ћично мне очень все понравилось. —ѕј—»Ѕќ - ЋёЅЋё “ј »≈ —“ј“№» - „≈“ ќ - ѕќ ѕќЋ јћ -  ј  Ќ”∆Ќќ !!! +++++++

pro
“амара ћеркулова

ѕроблема ресурсов осталась. —ейчас это - вода. »з-за нее-то и колбасит весь Ѕлижний ¬осток от Ћивии до …емена.

top
Halida Rojkova

¬се войны начинаютс€ от жадности и зависти - у кого-то есть, а у мен€ нет, пойду и заберу. “ак было с незапам€тных времен, так происходит и сейчас. +++++

spe
¬ладислав „ерных

—тремление разрешать конфликты силой в биологической сути человека, ведь от животного нас отдел€ет лишь тоненька€ пленочка "цивилизованности".  ак только зверь внутри нас еЄ прорывает, начинаютс€ грызн€, рукоприкладство, стычки, драки. ј когда зверь вырываетс€ наружу из целых социумов, начинаютс€ войны. ¬ конце концов, человеческа€ цивилизаци€ еще очень молода и ей трудно боротьс€ с природными инстинктами. ћожет быть, лет через... ну, дес€тки тыс€ч люди научатс€ решать все вопросы миром. ќднако мне почему-то кажетс€, что они скорее к тому времени поубивают друг друга...

pro
≈лена  оробова

“ак хочетс€ жить в мире и чтобы никогда не было воин. ј там, где они начились, они непременно закончились.+++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+