Но – представьте себе – далеко не все жители нашей планеты в этом уверены! Так, англичане убеждены, что несчастье приносит белая кошка, а вот встретить чёрную кошку у них наоборот считается хорошей приметой. Так, английские моряки издавна верили, что если на корабле есть чёрная – без единого белого пятнышка – кошка, благополучное плавание обеспечено, а вот если чёрного кота выбросить за борт – не миновать страшной бури. Приносит чёрная кошка счастье, по мнению британцев, и новобрачным, если чихнёт возле невесты. Столь тёплый приём чёрным кошкам оказывали даже в королевском дворце: у английского короля Карла I Стюарта была любимая чёрная кошка, которую он считал своим талисманом и даже приставил к ней вооружённую охрану – настолько боялся её потерять. Когда же кошечка всё-таки скончалась в силу естественных причин, монарх был в отчаянии: «У меня больше не будет счастья!» – воскликнул он… Приметы приметами – а произошло это за месяц до событий Английской революции, приведшими Карла I на эшафот… королю не повезло – а вот о его кошке этого не скажешь.
Откуда же взялась такая противоположная трактовка чёрного и белого цветов?
Начнём с белого. Нам он сейчас кажется символом чистоты, торжества – словом, чем-то весьма оптимистичным, но так было не всегда. Вспомните, где ещё используется белый цвет? Правильно – это цвет погребального савана. Да и белое платье невесты символизирует вовсе не чистоту и непорочность, как иногда приходится слышать, а ритуальную смерть, через которую девушка должна пройти, чтобы стать замужней женщиной. В средневековой овдовевшая королева была обязана носить белые одежды.А в польском языке до сих пор существует выражение «жениться на белой», означающее – «умереть». Иными словами, белый – это цвет смерти (а вот чёрный цвет стал таким символом сравнительно недавно).
Почему белый цвет стал ассоциироваться со смертью? Возможно потому, что это цвет седины, которая свидетельствует о старости и, соответственно, о приближающейся смерти.. Вот так и стали белые кошки в Англии вестниками смерти и несчастья, чёрные же могли стать «хорошей приметой» как антитеза им.
Происхождение мрачной символики чёрного цвета более ясно: чёрный – это отсутствие света как такового, цвет ночной тьмы, которая ограничивает возможности человеческого зрения – этого ведущего анализатора для нашего вида – делая человека более уязвимым. Вот и ассоциировался чёрный цвет с опасностью, с чем-то недобрым – а антитезой ему стал белый цвет.
И примеры такого отношения к белому цвету мы тоже находим в древних культурах. Так, в древнескандинавских мифах в образе Бальдра (светлого бога, олицетворяющего собой совершенство) подчёркивается именно этот цвет (даже ресницы у Бальдра белые), всё, что попадает в Урд (источник в центре мироздания), становится белым, а в христианское время скальды называли Иисуса Христа «Белым Богом»… здесь белый цвет предстаёт как символ совершенства. Но ведь совершенство – особенно в нашем несовершенном мире – зачастую оказывается нежизнеспособным (ведь и прекрасный Бальдр погибает, чтобы вернуться после Гибели богов в обновлённый мир)… может, и этим объясняется связь белого цвета со смертью?
Есть и ещё одна гипотеза, объясняющая извечное «противостояние» чёрного и белого: в доисторические времена представители европеоидной и негроидной рас жёстко конкурировали между собой – и память об этом сохранилась в цветовой символике. Большинство учёных отвергает эту гипотезу – но факт остаётся фактом: в мифологии европейских народов демоны, силы зла представляются чёрными, а у африканских народов – белыми. Впрочем, это может быть и проявлением ксенофобии: «не похож на меня – значит, плохой».
Вот такой сложной оказывается система символики чёрного и белого цветов. Конечно, ни чёрных, ни белых кошек не стоит бояться – никому они ещё не принесли несчастья – просто запомним, что задолго до Гегеля человечество воспринимало мир в «единстве и борьбе противоположностей».