Таким идеалистом был и Шарль-Луи де Секонда – барон Ла Бред де Монтескье.
О семье будущего основателя очередной великой идеи известно мало, точно можно отметить лишь некоторые вехи-даты жизни этого философа и реформатора.
Родился он в 1689 году 18 января, в фамильном замке Ла Бред, который по сию пору стоит недалеко от французского города Бордо. Для получения достойного образования юный Шарль отправляется в духовное училище. Вот там мыслями и воображением будущего барона Монтескье завладевают античные философы и литература. Приправьте всё это живым мальчишеским умом, щедро подкармливаемым легендами и мифами античных времён, и вы поймёте, почему идеи новых «правильных» порядков так цепко завладели сознанием будущего реформатора и философа.
В 1716 году умирает дядя Шарля-Луи, оставляя племяннику своё имя, титул и немалое состояние, а так же должность, так же немалую – президент парламента Бордо. Молодой человек, в возрасте 27 лет от роду, с достойным рвением приступает к исполнению своих новых обязанностей, сочетая службу в парламенте с занятиями наукой и самой главной своей страстью – изучением права. Этому никто не препятствует: Бордо на то время – один из самых интеллектуальных центров Франции, члены магистратуры проявляют живейший интерес к литературе, наукам, искусством, быть адвокатом права – весьма модное поветрие.
В 1728 году барон Монтескье становится членом Французской академии, чуть позже избирается в Лондонскую и Берлинскую, и, получив эти высокие звания, отправляется в путешествие по странам Европы (Австрия, Венгрия, Италия, Швейцария, Голландия, Англия). Цель поездки – не любование красотами, а серьёзное изучение законов, обычаев, географических и климатических различий этих стран, и самое главное – темперамент и нравы, проживающих на данных территориях людей.
Через 20 лет плодом его «записок путешественника», и собственных размышлений явился миру философский труд «О духе законов», который и стал не только наиболее известным сочинением Шарля-Луи Монтескье, но и послужил основой для зарождения нового миротворческого течения – пацифизма (от лат. *pacificus* - умиротворение).
Представители этого движения, вслед за Монтескье, утверждают, что мир на планете является одной из главной ценностей, и выступают за прекращение практики военного разрешения всех политических конфликтов, ставя во главу угла идею, что все люди – братья. Они не так и далеки от истины, эти энтузиасты-пацифисты!
Идея всемирного братства народов тревожит умы совершенно различных слоёв населения уже не одно столетие. Среди сторонников пацифизма легко найти людей из интеллигенции, религиозно настроенных миротворцев, молодёжь, неформальные организации, волонтёрские и т.д. и т.п.
Идеологическая основа пацифизма, как мы уже отмечали: либеральные и гуманистические ценности человечества, и опирается на идею мирного разрешения любого, в том числе и политического конфликта.
К сожалению, сторонники пацифизма исходят не из реальной политической практики, а из своего личного понимания развития общества, человека и политической обстановки, то есть – собственного мировоззрения. Зародившись, как идейное направление, пацифизм ставит своей задачей ограничить, или вообще полностью исключить практику разрешения политических споров путём военных конфликтов, что является невыполнимой задачей на сегодняшний день.
Основным *стилем борьбы* пацифисты считают убеждение и личный пример, характерна так же широкая пропагандистская деятельность. Пытаясь теоретически и идеологически доказать, что любые конфликты можно разрешить путём мирных переговоров, пацифисты стараются воздействовать на сознание людей личным примером: они отказываются принимать участие в политических актах насильственного характера, сами организуют мирные массовые акции, направленные на урегулирование военных конфликтов, занимаются миротворческой деятельностью и т.д.
К великому сожалению, пацифистам за долгие года не удалось достичь каких-либо серьёзных результатов, по сему, многие политики, да и обычные люди, относятся к движению пацифистов весьма иронично, справедливо полагая, что пацифизм есть некая форма утопизма (см. ст. от 02.11. 2011г.).
Подобное отношение к этому движению связанно так же с национально-государственной формой организации политического пространства во многих странах, преобладанием государственной идеологии патриотизма. В большинстве государств защита Отечества является почётной обязанностью мужской части населения, а во многих – и женщин.
В России, так же как ранее и в СССР, пацифизм традиционно считается антипатриотическим настроением.
У многих политиков бытует мнение, что, когда агрессор видит, что его методы давления работают, он начинает их ужесточать, выдвигая всё новые и новые требования. И только при решительном сопротивлении со стороны противника, он отступает. Таким образом, идеи пацифизма ведут к войне, т.к. страна, где пацифизм становится государственной идеологией, ослабевает и легко завоёвывается даже самым слабым захватчиком. Поэтому, человек, выступающий против войны и насилия, является «слабым звеном» в стройной государственной системе подавления любого проявления космополитизма, т.к. это призывает к отказу от патриотических чувств в отношении Родины.
«… сказала ему, обласкав его взором лучистым:
Получше их бей, а не то прослывёшь пацифистом …»
Отказники от военной службы в армии так же причислялись к данному *сословию*, полагалось, что поддержание идей мирных решений – всего лишь прикрытие для нежелания молодого человека «отдать свой долг Родине». Сейчас есть понятие «альтернативной службы», и мало кто задумывается, что это – пусть и маленькая, но реальная победа пацифистов.
Идеи пацифистов, такие как: любовь, доброжелательность, готовность помочь всем, кто в этой помощи нуждается, духовная активность, свобода личности, самостоятельность и терпимость упали на благодатную почву многих молодёжных неформальных объединений. Самое известное из всех, конечно – хиппи.
Возникло это движение в конце 60-тых в США.
Но, не надо думать, что каждый пацифист – хиппи, а вот то, что каждый хиппи, точно – пацифист сомнения не вызывает. Пацифизм просто менее ортодоксальная форма движения хиппи, вот и всё.
Идеология проста: я не признаю любого насилия над любой личностью! Конечно, сейчас эта организация не такая многочисленная, как раньше, но по-прежнему сохраняет свои многолетние традиции. Философия хиппи весьма и весьма повлияла на взгляды и жизнь целого поколения 60-80 годов.
Философия практически полностью совпадает с философией пацифистов: каждый человек должен быть свободен в принятии своего решения, и от условностей окружающего его общества, прежде всего – внутренне. Не отвечать насилием на насилие – главный принцип, как пацифистов, так и хиппи.
Не будем сейчас подробно останавливаться на *пацифистах-хиппарях*, заметим лишь, что именно эти «дети цветов», «друзья индейцев» помимо непроходящей моды на *фенечки* и распущенные длинные волосы, подарили миру либертарианство и фриланс.
В Союзе хиппов было очень много, но это были скорее подражатели, чем идейные носители. А вот *клеши, логвы, фенечки, хайратники и ксивники* пользовались заслуженным успехом для ношения. И конечно – музыка! Прежде всего – психоделика и рок-н-ролл. Это, конечно, «Дорз», «Битлы», Джимми Хендрикс и «*Урия-джип*» и др.
В России это движение не было искренним, по сему и отжило совершенно безболезненно, как «прыщ на теле общества», да и в мире медленно сошло на нет.
В первозданном виде пацифистское движение хиппов сохранилось в Дании, в пригороде Копенгагена, это целое «государство в государстве», как Ватикан, только называется оно – Христиания. Лозунг *христианских* хиппи: «Занимайтесь любовью, а не войной!»
- Я старый стритовый пипл,
И плотно ко мне прилип Пацифика знак горячий,
В глазах моих пляшет удача…
……………………………………
И забыла земля Олдового Хиппа…
Может всё-таки попробовать на себе идеи пацифизма? А? Дадим Миру Шанс?!