icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 то такой названый брат?

  • 1530
  • 3

 то такой названый брат?

—реди всех человеческих взаимоотношений родство всегда занимало особое место, его крушение расценивалось как расшатывание основ мироздани€. ЂЅрать€ начнут битьс€ друг с другомї, Ц так описывает древнескандинавский эпос Ђ—тарша€ Ёддаї преддверие конца света, да и сейчас дл€ нас особенно страшно звучит словосочетание Ђбратоубийственна€ войнаї, хот€ люба€ войны страшна.

“акое отношение к родству, к братству пон€тно, ведь оно берет начало не только в социальном, но и в биологическом компоненте, в природном, который при всем желании невозможно отменить, потому-то Ђголос кровиї представл€етс€ особенно св€щенным. Ќо, оказываетс€, существовало родство, которое представл€лось более св€щенным, чем кровное. ќно называлось побратимством, а люди, св€занные таким родством Ц побратимами или названными брать€ми (существуют аналогичные термины и дл€ женщин Ц посестра или названна€ сестра).

 ак становились побратимами? √лавным моментом было, конечно, принесение соответствующей кл€твы, но оно об€зательно сопровождалось определенными обр€дами. ¬есьма подробно описан такой обр€д в исландской Ђ—аге о √ислиї: мужчины, собирающиес€ побрататьс€, выход€т Ђна самую стрелку косыї, вырезают длинную полосу дерна, подвешивают ее на поставленных вертикально копь€х Ђс тайными знакамиї (какими именно, в саге не уточн€етс€, но, учитыва€ место событий и врем€ (»сланди€ эпохи викингов) можно предположить, что это были какие-то рунические надписи-заклинани€), по очереди проход€т под полоской дерна, а затем каждый пускает себе кровь, дает ей стечь в то место, где вырезан дерн, после чего кровь и землю перемешивают. “олько после этого, опустившись на колени, они призывают в свидетели богов и кл€нутс€ Ђмстить друг за друга, как брат за братаї.

¬ этом обр€де мы видим все традиционные магические элементы: он совершаетс€ о границы двух стихий Ц земли и воды (Ђна самой стрелкеї), ведь по законам мифологического мышлени€ люба€ граница св€зываетс€ с границей потустороннего мира, в свидетели призывают не только богов и землю Ц стихию, из которой рождаетс€ все, и люди, проход€ под полоской дерна, тоже Ђрождаютс€ї Ц и станов€тс€ брать€ми, поскольку Ђродилисьї вместе. Ќаконец, кровь Ц вместилище души, и соединение ее предполагает соединение душ.

ќбр€д братани€ мог быть и не таким сложным: принесение кл€твы могло сопровождатьс€ оберегами (в христианскую эпоху Ц нательными крестами). ƒл€ воина подарить другому воину меч тоже означало вступление в побратимство, тем более Ц обмен мечами. ¬се же в большинстве случаев главную роль играла кровь Ц ее либо смешивали, дава€ стечь в одно место (как это делали √исли и его побратимы), либо пили кровь друг друга. ¬прочем, достаточно того, чтобы один человек выпил крови другого Ц причем это могло произойти случайно, без вс€кого намерени€ стать побратимом, скажем, при оказании медицинской помощи. “ак поступает, например, ирландский эпический герой  ухулин: высасыва€ камень из раны девушки, он случайно выпил ее крови. ѕосле этого  ухулин отказываетс€ от намерени€ женитьс€ на ней: ведь теперь он стал ее братом!

Ќе счита€ случаев такого случайного побратимства, разумеетс€, никто никогда не браталс€ с кем попало. ¬едь побратимство налагало очень серьезные об€занности, причем не только на самих названных братьев и сестер, но и на их родственников: в роду одного из побратимов к другому должны были относитьс€ как к сыну. ќт исполнени€ таких об€занностей не освобождала даже смерть Ц существуют легенды о воинах, €вл€ющихс€ из загробного царства, чтобы в критический момент помочь своим побратимом (иногда в таких легендах присутствует особо драматическа€ деталь: на помощь воину приходит призрак побратима, погибшего по его вине).

ѕобратимство могло выступать как способ примирени€ враждующих родов и даже как средство спасени€ жизни. Ќапример, в —ербии существовало поверие, что если один из братьев-близнецов умер, то второй тоже скоро умрет Ц спастись можно было, побратавшись с кем-нибудь.

ѕредательство названного брата считалось преступлением даже более отвратительным, чем предательство родного брата. ¬спомним древнескандинавскую Ђ—агу о ¬Єльсунгахї: убив —игурда, √уннар и ’егни навлекают на себ€ страшное прокл€тие, причем внимание акцентируетс€ не столько на том, что —игурд был мужем их сестры, а на том, что он был их побратимом. Ќе случайно брать€ не совершают это преступление собственноручно, а поручают своему младшему брату √оттарму, который в побратимство с —игурдом не вступалЕ впрочем, эта уловка не спасает их от прокл€ти€.

 ак это ни парадоксально, в качестве названного брата или сестры не об€зательно выступает человек. “ак, в фольклоре южнослав€нских народов названными брать€ми и сестрами героев нередко станов€тс€ мифические существа Ц вилы (такой сюжет отражен в поэме Ћеси ”краинки Ђ¬ила-посестраї). ” сербов существует поверие, что можно побрататьс€ с волком, встретив его в лесу Ц достаточно сказать: Ђ”ступи мне дорогу, братї, и волк не тронет человека-побратима. ¬ ѕолесье ребенка, страдающего бессонницей, приносили к дубу, чтобы ребенок побраталс€ с ним.

ј возможно ли побратимство в наши дни? Ќаверное, возможно. ¬сем известно, что друзь€ зачастую бывают ближе кровных родственников Ц так почему бы друзь€м не стать названными брать€ми?


mas
ћарк Ѕлау

ѕерва€ братоубийственна€ война, истребивша€ половину человечества:  аин убил јвел€.

spe
ёли€ ƒворникова

ƒа, так бывает: чужой человек перестаЄт быть посторонним, становитьс€ ближе кровных родственников, фактически - побратимом.
ћарк, конечно, прав. Ќо тогда бы мы не получили возможность рас-ка€н-и€ (не знаю, как выделить им€  аин). ¬сЄ происходит на земле, происходит дл€ чего-то.

deb
¬аха Ўамсудов

»нтересна€ стать€ о названом брате. —читаю, что отношени€ между назваными брать€ми завис€т от самих людей, так назвавшихс€. ≈сли они не дорожат этими отношени€ми, то они не будут близкими людьми. »з своей жизни € могу привести людей намного мне симпатичных и дорогих, чем некоторые брать€ двоюродные или названые (таких у мен€ нет).

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+