icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Кто такой названый брат?

  • 2464
  • 3

Кто такой названый брат?

С
Среди всех человеческих взаимоотношений родство всегда занимало особое место, его крушение расценивалось как расшатывание основ мироздания. «Братья начнут биться друг с другом», – так описывает древнескандинавский эпос «Старшая Эдда» преддверие конца света, да и сейчас для нас особенно страшно звучит словосочетание «братоубийственная война», хотя любая войны страшна.

Такое отношение к родству, к братству понятно, ведь оно берет начало не только в социальном, но и в биологическом компоненте, в природном, который при всем желании невозможно отменить, потому-то «голос крови» представляется особенно священным. Но, оказывается, существовало родство, которое представлялось более священным, чем кровное. Оно называлось побратимством, а люди, связанные таким родством – побратимами или названными братьями (существуют аналогичные термины и для женщин – посестра или названная сестра).

Как становились побратимами? Главным моментом было, конечно, принесение соответствующей клятвы, но оно обязательно сопровождалось определенными обрядами. Весьма подробно описан такой обряд в исландской «Саге о Гисли»: мужчины, собирающиеся побрататься, выходят «на самую стрелку косы», вырезают длинную полосу дерна, подвешивают ее на поставленных вертикально копьях «с тайными знаками» (какими именно, в саге не уточняется, но, учитывая место событий и время (Исландия эпохи викингов) можно предположить, что это были какие-то рунические надписи-заклинания), по очереди проходят под полоской дерна, а затем каждый пускает себе кровь, дает ей стечь в то место, где вырезан дерн, после чего кровь и землю перемешивают. Только после этого, опустившись на колени, они призывают в свидетели богов и клянутся «мстить друг за друга, как брат за брата».

В этом обряде мы видим все традиционные магические элементы: он совершается о границы двух стихий – земли и воды («на самой стрелке»), ведь по законам мифологического мышления любая граница связывается с границей потустороннего мира, в свидетели призывают не только богов и землю – стихию, из которой рождается все, и люди, проходя под полоской дерна, тоже «рождаются» – и становятся братьями, поскольку «родились» вместе. Наконец, кровь – вместилище души, и соединение ее предполагает соединение душ.

Обряд братания мог быть и не таким сложным: принесение клятвы могло сопровождаться оберегами (в христианскую эпоху – нательными крестами). Для воина подарить другому воину меч тоже означало вступление в побратимство, тем более – обмен мечами. Все же в большинстве случаев главную роль играла кровь – ее либо смешивали, давая стечь в одно место (как это делали Гисли и его побратимы), либо пили кровь друг друга. Впрочем, достаточно того, чтобы один человек выпил крови другого – причем это могло произойти случайно, без всякого намерения стать побратимом, скажем, при оказании медицинской помощи. Так поступает, например, ирландский эпический герой Кухулин: высасывая камень из раны девушки, он случайно выпил ее крови. После этого Кухулин отказывается от намерения жениться на ней: ведь теперь он стал ее братом!

Не считая случаев такого случайного побратимства, разумеется, никто никогда не братался с кем попало. Ведь побратимство налагало очень серьезные обязанности, причем не только на самих названных братьев и сестер, но и на их родственников: в роду одного из побратимов к другому должны были относиться как к сыну. От исполнения таких обязанностей не освобождала даже смерть – существуют легенды о воинах, являющихся из загробного царства, чтобы в критический момент помочь своим побратимом (иногда в таких легендах присутствует особо драматическая деталь: на помощь воину приходит призрак побратима, погибшего по его вине).

Побратимство могло выступать как способ примирения враждующих родов и даже как средство спасения жизни. Например, в Сербии существовало поверие, что если один из братьев-близнецов умер, то второй тоже скоро умрет – спастись можно было, побратавшись с кем-нибудь.

Предательство названного брата считалось преступлением даже более отвратительным, чем предательство родного брата. Вспомним древнескандинавскую «Сагу о Вёльсунгах»: убив Сигурда, Гуннар и Хегни навлекают на себя страшное проклятие, причем внимание акцентируется не столько на том, что Сигурд был мужем их сестры, а на том, что он был их побратимом. Не случайно братья не совершают это преступление собственноручно, а поручают своему младшему брату Готтарму, который в побратимство с Сигурдом не вступал… впрочем, эта уловка не спасает их от проклятия.

Как это ни парадоксально, в качестве названного брата или сестры не обязательно выступает человек. Так, в фольклоре южнославянских народов названными братьями и сестрами героев нередко становятся мифические существа – вилы (такой сюжет отражен в поэме Леси Украинки «Вила-посестра»). У сербов существует поверие, что можно побрататься с волком, встретив его в лесу – достаточно сказать: «Уступи мне дорогу, брат», и волк не тронет человека-побратима. В Полесье ребенка, страдающего бессонницей, приносили к дубу, чтобы ребенок побратался с ним.

А возможно ли побратимство в наши дни? Наверное, возможно. Всем известно, что друзья зачастую бывают ближе кровных родственников – так почему бы друзьям не стать названными братьями?

mas
Марк Блау

Первая братоубийственная война, истребившая половину человечества: Каин убил Авеля.

spe
Юлия Дворникова

Да, так бывает: чужой человек перестаёт быть посторонним, становиться ближе кровных родственников, фактически - побратимом.
Марк, конечно, прав. Но тогда бы мы не получили возможность рас-каян-ия (не знаю, как выделить имя Каин). Всё происходит на земле, происходит для чего-то.

deb
Ваха Шамсудов

Интересная статья о названом брате. Считаю, что отношения между назваными братьями зависят от самих людей, так назвавшихся. Если они не дорожат этими отношениями, то они не будут близкими людьми. Из своей жизни я могу привести людей намного мне симпатичных и дорогих, чем некоторые братья двоюродные или названые (таких у меня нет).

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+