Его биография во многом напоминает историю Золушки – из безызвестности прямиком в мировую историю. Нищий корсиканец вначале жизни, в середине – император и триумфальный завоеватель, в финале – все то же самое, но со словом «бывший».
Стремительный взлет в смутное время – это удел многих людей, обладающих несомненным талантом и бешеным честолюбием. А если прибавить сюда полное отсутствие морально-нравственных рамок, то получится портрет лидера. Для такого человека люди не являются уникальными личностями, они для него просто расходный материал. Это пушечное мясо, и годится оно только для того, чтобы использовать его для достижения определенной цели.
У Наполеона этих качеств было с избытком. Отцом командиром он своим солдатам не был. Сочувствие и милосердие никогда не стучались в его сердце. Душевностью и открытостью тоже не обладал. Эгоизм и честолюбие двигали этим человеком. Его блистательные военные победы оплачивались высокой ценой – жизнями тысяч солдат. Да и с мирными жителями он тоже особо не церемонился. Во всяком случае, нет у историков ни одного примера наказания французского солдата за мародерство или насилие.
Согласно общепринятым нормам морали, такой одиозной личности полагается как минимум общественное порицание и как максимум ненависть окружающих. Этого не случилось, а вот парадокс налицо – Наполеон становится кумиром многих людей и у себя на родине, и далеко за ее пределами. Возникает даже новое явление – наполеонизм, то есть желание личности достичь поставленной цели любым путем и без оглядки на общественное мнение.
Последствия заражения этой новой «болезнью» – это появление людей, которых писатели и общественные деятели метко окрестили наполеончиками. Уменьшительно-ласкательный суффикс в этом слове напрямую указывает на мелкий масштаб личности. А корень говорит о происхождении этой «заразы».
Раскольников – это гениально выписанный рукой мастера портрет человека, заблудившегося в модной теории наполеонизма. Достоевский показывает нравственные мучения своего героя, совершившего самый страшный грех – убийство. Где правда? В чем заключена истина? На что имеет право человек, от природы наделенный «силами немереными»? Убийство как способ доказать самому себе, что он «не тварь дрожащая и право имеет». Согласитесь, страшновато жить с такой бурей в душе.
Лучшие герои Толстого тоже мечтают о славе Наполеона. Не дает им покоя и битва под Тулоном. Само слово «Тулон» становится для них символом победы и славы. А еще напоминанием о том, что ради успеха короля нужно и должно уметь жертвовать пешками; следует их только правильно расставлять на шахматной доске. Жертвы? Мы их подсчитаем после того, как отпразднуем победу! Звучит цинично? Что поделать? Зато честно.
Кем был тот человек, который когда-то первым придумал, сформулировал, а потом начал жить, согласуясь с этой чудовищно циничной теорией? Нет ответа у истории. Зато он есть у человечества, и выработан он веками. За право сказать нет теориям, оправдывающим право на убийство ради достижения любой цели, люди заплатили нравственными страданиями и душевными муками. Разумеется, имеются ввиду обычные люди, а не те, кто называя себя людьми мира, толкает страны и народы к войне. Политика, будь она неладна!
Каждому человеку в этой жизни предстоит пройти свой трудный путь нравственных исканий, и этот процесс отсеивания зерен от плевел протекает очень болезненно. Наверное, потому, что путь к истине всегда покрыт терниями. А как больно они рвут душу, знает тот, кто всю жизнь идет по этому пути.