icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 то такой гений?

  • 670
  • 0

 то такой гений?

√ениальность Ц одно из тех €влений, которые неизменно вызывают одновременно восхищение и желание разгадать тайну. ќ природе гениальности спор€т с древнейших времен Ц но и по сей день этот вопрос далек от разрешени€, и потому гениальность, как и личность каждого конкретного гени€, всегда окружаетс€ огромным количеством мифов.

 то же такой гений? ѕрежде всего, это пон€тие предполагает определенную степень успешность в какой-либо де€тельности Ц науке, искусстве, говор€т даже о Ђгени€х преступного мираї. Ќо не вс€кий успешный профессионал Ц гений. “ак, в XVIII веке весьма успешными композиторами были ƒж.ћартини, ƒж.—арти Ц их оперы пользовались большей попул€рностью, чем оперы ¬.ј.ћоцарта. —егодн€ они забыты Ц а Ђ—вадьба ‘игарої и Ђƒон-∆уанї по-прежнему собирают полные залы. ¬от и первый критерий гениальности: творени€ гени€ выдерживают Ђпроверку временемї. ƒо сих пор нас восхищают Ђ»лиадаї и Ђќдиссе€ї, в современной науке присутствуют идеи, высказанные јристотелем.

√ениальность Ц квинтэссениц€ творчества, это своего рода Ђтворчество в квадратеї. Ћюбой ученый открывает нечто новое в своих исследовани€х Ц но только гений делает Ђкрутой поворотї в развитии науки, обновл€ет научную картину мира, как ».Ќьютон и ј.Ёйнштейн. Ћюбой композитор создает новые произведени€ Ц но только гений обновл€ет коренным образом музыкальный €зык, придает новый облик существовавшим прежде жанрам. Ќапример, и до ћ.√линки русские композиторы писали оперы, но это было подражание западным операм, даже если сюжеты были русскими (помнитс€, перед зачетом по истории музыки преподавательница нас предупреждала Ц не перепутайте на слух темы из Ђјскольдовой могилыї ј.¬ерстовского с Ђ¬олшебным стрелкомї  .¬ебера!), но нужен был гений ћ.√линки, чтобы в опере органично зазвучали интонации русской песенности.

√ениальность как свойство личности обусловлено целым комплексом качеств. ≈сть специальные способности, необходимые дл€ какой-то определенной де€тельности (музыкальный слух у композитора, форма руки и музыканта, цветовое зрение у художника, гибкость и пластичность тела у балерины и т.п.), есть общие способности (без развитого интеллекта, без способности к обучению, к усвоению нового не будет гениальности ни в науке, ни в искусстве, ни в какой другой де€тельности). Ќо гениальность всегда сопровождаетс€ еще и особым складом характера.

ќдна из характерных черт гениальной личности Ц посто€нна€ неудовлетворенность достигнутым результатом. √ений всегда хочет большего, всегда остаетс€ исключительно требовательным к себе и своей работе Ц именно поэтому он и открывает новые горизонты. Ѕудучи требовательным к себе, такой человек распростран€ет эту требовательность и на коллег Ц отсюда происходит стереотипное представление о неуживчивости и даже вздорности талантливых людей (например, у оперных режиссеров было такое мнение о ћарии  аллас). Ќо в том, что не касаетс€ непосредственно профессиональной де€тельности, гении очень просты в общении Ц высокий уровень требований к себе не позвол€ет им загордитьс€, поставить себ€ выше других, поэтому работать с гени€ми очень при€тно (лично мне доводилось иметь дело с двум€ гениальными музыкантами Ц ј.÷ыганковым и ј.ѕахмутовой, и поверьте Ц никто из них ни разу не оскорбил оркестрантов высокомерием).

√ений посто€нно погружен в свою де€тельность Ц все остальное отходит на второй план. Ёто приводит даже к некоторой социальной дезадаптации, неспособности Ђжить по правиламї. ј.¬ивальди даже привлекалс€ к суду инквизиции за то, что покинул богослужение Ц ему внезапно пришла в голову мелоди€! Ќо чаще всего страдает лична€ жизнь Ц близкие не люб€т, когда им удел€ют меньше внимани€, чем скрипке или формулам. ¬прочем, расхожее представление, что лична€ жизнь у гениев не ладитс€ никогда, €вно преувеличено Ц это уж как повезет. —кажем, у ћ.ћусоргского лична€ жизнь действительно не заладилась, а Ќ.–имский- орсаков был счастливо женат на той самой женщине, котора€ не ответила взаимностью ћ.ћусоргскому.

ј вот с чем гениальность не св€зана абсолютно Ц так это с алкоголизмом, наркотиками, туберкулезом и психическими болезн€ми. “рудно сказать, откуда вз€лись такие стереотипы Ц возможно, от стремлени€ обобщать. Ќо ни одно обобщение нельз€ построить на единичных фактах! ƒа, ‘.Ўопен умер от туберкулеза Ц а сколько умерло от этой болезни его ничем не примечательных современников? ƒа, ¬ан √ог страдал психическим расстройством Ц а –афаэль и ».–епин не страдали, разве они менее гениальны? јлкоголика среди гениальных композиторов вообще можно называть только одного Ц ћ.ћусоргского (и, веро€тно, он мог бы написать намного больше, если бы не пил).

Ќо сколько бы мы ни говорили о природе гениальности, о ее составл€ющих Ц мы вр€д ли приблизимс€ к разгадке. ¬ этом смысле гениальность сродни шедевру: нельз€ сказать, почему трогает сердце та или ина€ мелоди€, картина или стихотворение, вот так и о той или иной творческой личности можно только сказать: ЂЁто Ц гений!ї


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+