Другой цирковой термин, в отличие от антиподиста хорошо знаком нам всем – жонглирование. Когда-то жонглером назывался странствующий певец, но сейчас так именуют артиста, который ловко манипулирует какими-то предметами – шарами, булавами или даже кинжалами. Обычно жонглеры проделывают это руками. Но есть особая разновидность жонглеров, которые делают все наоборот – жонглируют ногами. Вот такие жонглеры и называются антиподистами, а их искусство – антиподом.
Когда зародилось это искусство? Очень давно. Например, на древнегреческих вазах встречаются изображения таких артистов, причем – что интересно – показывают подобные номера женщины: стоя на руках, одна артистка ногами жонглирует бубном, а вторая – в таком же положении – удерживает весьма сложную конструкцию: на краю большой амфоры балансирует шар, а на нем помешается кувшин.
Жонглировать ногами, разумеется, сложнее, чем руками, поэтому антиподисты использовали более крупные предметы, чем жонглеры – например, фанерные цилиндры, оклеенные тканью (они называются сигарами), а нередко на арене цирка расставляли мебель, как бы имитируя обстановку комнаты, и антиподист вращал и подбрасывал стулья и табуретки, даже столы. Но все меняется – крупный реквизит стал приедаться и самим артистам, да и на публику прежнего впечатления уже не производил. В арсенале антиподистов появились шары, шестигранники и барабаны, и среди них появляются настоящие виртуозы.
Например, артист С.Карякин ногами жонглировал несколькими мячами. Другой антиподист – Н.Лукьянов – одной ногой забрасывал на другую кубики разного размера, выстраивая из них таким образом пирамидальную конструкцию. Известен даже номер в молдавском народном стиле, когда артист манипулировал молдавским бубном, бочонком и кувшином. Еще дальше пошла артистка Т.Брок-Сидоркина: по ходу номера она появлялась то в таджикском, то в узбекском, то в туркменском национальном костюме, соответственно этому менялись и предметы, которыми она жонглировала.
Искусство антипода может выступать не только как самостоятельный номер, но и органично вливаться в какой-либо номер как элемент. Например, можно сочетать антипод с эквилибристикой, как делала это Виолетта Кисс: артистка удерживала равновесие на одной руке, стоя на голове партнера, артистка вращала древко ногами, а другой рукой крутила кольцо.
Еще интереснее может выглядеть сочетание антипода с выступлением дрессированных животных – в частности, собак, как делала это артистка Т.Александрова.
Это лишь некоторые примеры искусства антиподистов. Этот жанр неисчерпаем, как и все в цирковом искусстве, которое так ярко демонстрирует человеческие возможности.