icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 то такие самарит€не?

  • 5088
  • 3

 то такие самарит€не?

ƒ
Ђƒобрым самарит€ниномї называют человека, готового, не раздумыва€, броситьс€ на помощь кому угодно Ц даже незнакомцуЕ кто же такие самарит€не и почему самарит€нин Ц Ђдобрыйї?

ѕрежде всего, самарит€не Ц точнее, шомориним Ц это вполне реальный народ, существующий и по сей день. ѕравда, их немного Ц мегьше тыс€чи человек, и живут они лишь в двух местах Ц в одном из кварталов города ’олон в пригороде “ель-јвива и деревне  ирь€т-Ћуза на «ападном берегу реки »ордан.

Ќазвание свое этот народ получил от —амарии Ц исторической области на территории »зраил€. Ёто холмиста€ местность с прекрасным климатом, благопри€тствующим виноградарству и выращиванию оливковых деревьев, чем и занимаютс€ местные жители с древнейших времен, а центральный город —амарии (с таким же названием) на рубеже IX-VIII веков до н.э. был столицей »зраильского царства.

ƒа, евреи и самарит€не Ц родственные народы, самарит€не возвод€т историю своего народа к сыновь€м »осифа Ц Ёфраиму и ћанассии.ѕравда, евреи еще в древности это отрицали Ц слишком уж велики были культурные, а в последствии Ц еще и религиозные различи€. ¬озможно, это св€зано с тем, после завоевани€ —амарии ассирийским царем в 722 г. до н.э. самарит€не часто роднились с иными народами, насел€вшими ћеждуречье. Ёта верси€ истории самарит€н представл€етс€ более убедительной, чем та, которой придерживаютс€ иудеи: €кобы самарит€не Ц потомки кутиев, воиснтвенного народа, переселенного ассирийским царем на территорию захваченного »зраильского царства и перен€вшего религию иудеевЕ впрочем, дол€ истины может быть и в этой версии.

—амарит€не исповедовали иудаизм, но их главным храмом был не »ерусалимский, а построенный на горе √ризим. ¬ качестве св€щенных книг они чтили “ору и  нигу »исуса Ќавина Ц но в вариантах, отличающихс€ от канонических иудейских. “ак возник мощный Ђводоразделї между народами, имеющими общее происхождение Ц в истории человечества такое случилось не в первый и не в последний раз, и Ц как это обычно бывает Ц чем ближе народы изначально, тем более сильным может оказатьс€ взаимное непри€тие между ними.  о времени новозаветных событий все было однозначно Ц свидетельствует ≈вангелие от »оанна, никаких дел израильт€не с самар€нами не имели (до такой степени, что самарит€нка, встреченна€ —пасителем у колодца, даже воды ≈му дать не хочет).

”читыва€ ситуацию, становитс€ пон€тным, почему героем притчи о милосердном человеке, позаботившемс€ о пострадавшем незнакомце, —паситель сделал именно самарит€нина Ц ≈му ведь задали вопрос, кого следует считать ближним. “о, что нужно хорошо относитьс€ к соплеменникам-единоверцам, было очевидно и дл€ людей ветхозаветной эпохи, а вот требование перенести такое отношение на всех людей было поистине Ђдуховной революциейї, прин€ть которую до конца даже мы сейчас в полной мере не можем. ќбраз самарит€нина, спасающего иуде€, был дл€ той эпохи, пожалуй, таким же €рким, как дл€ нас Ц образ советского солдата, спасающего немецкую девочку.

Ќо если добрый самарит€нин Ц это все-таки обобщенный образ из притчи, а вот упом€нута€ в Ќовом «авете жена самарийска€ Ц вполне реальный, конкретный человек. Ёто ее встретил —паситель у колодца, это ей он пообещал вечный источник живой воды. Ќа момент встречи со —пасителем эта дама даже отдаленно не напоминала св€тую Ц она не только раздел€ла национальные предрассудки своего народа, но и сменила п€ть сожителейЕ даже среди современных людей далеко не каждый согласилс€ бы иметь дело с такой женщиной Ц а —паситель обращаетс€ к ней со словами о Ђƒухе »стиныї. » вот эта женщина Ц казалась бы, настолько далека€ от благочести€ Ц признает в Ќем ’риста, ћессию (далеко не у всех образованных мужчин того времени хватило на это духовных сил).

—в€щенное предание сохранило им€ этой женщины Ц ее звали ‘отини€. ћного лет спуст€ Ц в 66 году Ц ее вместе с двум€ сыновь€ми и четырьм€ сестрами предали страшной смерти за христианскую веру. ‘отини€ —амар€нска€ покровительствует женщинам, нос€щим им€ —ветлана.

—егодн€ самарит€не живут довольно замкнуто Ц долгое врем€ они не вступали в брак ни с кем, кроме соплеменников, но, учитыва€ их малочисленность, это в конце концов стало создавать опасность близкородственных браков, и сейчас самарит€нским мужчинам разрешено женитьс€ на иудейках и даже на христианках.

ѕожалуй, сама€ известна€ представительница этого народа в современном мире Ц —офи ÷дака, носивша€ некоторое врем€ титул  оролевы красоты »зраил€. Ёта актриса мало известна в нашей стране, но »зраильска€ публика хорошо знает ее по фильмам и спектакл€м дл€ детей.


mas
ћарк Ѕлау

 ирь€т-Ћуза - это окраина Ўхема (в арабском варианте - Ќаблуса) . –аньше самарит€не (шомроним) жили в Ўхеме, но сейчас, опаса€сь нападений, выселились сюда, к св€щенной дл€ них горе √ризим.

spe
≈вгени€ –адченко

‘разу периодически употребл€ю, а вот кто такие не знала. —пасибо за экскурс в историю)

pro
“амара ћеркулова

 огда € была у друзей в »ерусалиме, по пути к ћертвому морю мен€ завезли в место, которое называетс€ "ƒобрый самарит€нин". ќно находитс€ немного ниже городка ћаале-јдумим. “ам находитс€ музей мозаик из старых синагог и музей самарит€н. ћесто, достойное посещени€. ¬есьма советую всем, кто еще не был в »зраиле.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+