icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Мучают вопросы? Узнай

Кто такие раскольники?

  • 3660
  • 13

Кто такие раскольники?

В
В середине XVII века в России во времена царствования Алексея Михайловича Романова патриархом Никоном было провозглашено начало церковной реформы, что вызвало раскол в русском православии. Древлеправославие, старообрядчество, староверие как различные течения русской религиозной традиции появились как реакция на церковную реформу которая должна была привести русское богослужение в соответствие с церковью греческой, Константинопольской. Последователи старообрядчества назывались раскольниками до 17 апреля 1905 года, пока Московская патриархия не сняла запреты на старые русские обряды и клятвы. Снятие опалы не означало слияние РПЦ и староверов. Последние считают себя православными христианами, а РПЦ Московской патриархии как инославную.

Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Так вот поповцы, считая новообрядцев еретиками второго уровня допускают возможность молитвенного общения с сохранением духовного сана через миропомазание, а беспоповцы такую возможность допускают только через крещение. Древлеправославные беспоповские христиане считают свою веру самой правой, идущей от Иисуса Христа и Апостолов. Что стало причиной раскола? Реформа 1653 года внесла следующие изменения: во –первых были внесены многочисленные поправки в богослужебные книги. Действующие канонические тексты, которые многократно переписывались полуграмотными монахами содержали огромное количество ошибок и неточностей. Внесены поправки в важнейшие церковные понятия, изменены титулы на иконах, вместо двуперстного крестного знамения вводилось трехперстное. Изменения распространялись на обрядность и атрибутику.

Поповцы, как и новохристиане признают 7 таинств, обязательное участие священнослужителей при отправлении богослужения и проведении обрядов. Они не исключают участия в церковной жизни мирян. Численность поповцев старообрядцев составляет более 1,5 млн. человек, проживали они в Нижегородской, Ростовской области, на Черниговщине, Стародубье. Владельцы мануфактур создали в XIX веке крупнейший центр поповства в общине Рогожского кладбища в Москве. Тех священников, которые покидали Русскую православную церьковь и находили пристанище у поповцев называли беглопоповцами. Догматика поповцев ни чем не отличается от новообрядцев. Поповцы в свою очередь делятся на Русскую православную старообрядческую церковь и Древлеправославную церковь, которые в наше время мирно уживаются.

По каноническим правилам церковь без епископа не может существовать, так как только он имеет право посвятить священника или диакона. Во время проведения церковной реформы многие прихожане, верные своей древней вере, не приняли новых священников. Многие священники дониконовского времени скончались. Поэтому многие древлеправославные христиане оказались без священнослужителей и стали называться беспоповцами. Преследуемые властью беспоповцы вынуждены были покидать свои обжитые места и уходить в труднодоступные, дикие необжитые территории. Так возник Олонецкий край (Карелия) и глухие окраины Нижегородских земель. А основная масса беспоповцев нашла пристанище на побережье Белого моря и стали называться поморами.

Старообрядцы проживают компактно общинами, скромно и строго, у них сохранилась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики. Дети изучают Часослов и Псалтырь много внимания уделяется трудовому воспитанию. Очень много старообрядческих общин рассеяны по всему миру от Японии до Аргентины. Начиная с правления Царицы Софьи после Собора 1667 года бегство староверов достигла глобальных масштабов и численность их заметно сокращалась. К 1905 году по отчету Обер-Прокурора Святейшего Синода за 1903-1904 года общая численность старообрядцев в Российской Империи исчисляется в 1 984 182 человека.

Несмотря многолетние гонения и преследования староверы отстояли свои духовные ценности и остались верны древнеправославному вероисповедованию, образу жизни и воспитанию. Среди староверов немало очень известных людей, внесших заметный вклад в развитие своего отечества. Фабриканты и мануфактурщики от Гучковых до Морозовых, деятели культуры от Третьяковых до Д.С. Лихачева, меценат Савва Морозов и т. д.

top
Halida Rojkova

Как-то сразу вспомнилась семья старообрядцев Лыковых, спрятавшихся от гонений в тайге. +++

deb
Алексей Шахлай

Эти события были катастрофой в религиозной жизни. Связаны с малообразованностью патриарха, который решил провести "религиозную ревизию" поехав в Константинополь и ознакомиться с тамошней версией православия. Логика была простая: раз православие пришло от греков, то и у нас должно быть все как у греков. Не задумываясь что к чему, Никон тупо внедрял греческие формы богослужения, что повлекло такой же протест столь же малообразованных прихожан. В результате - раскол, гонения, смерти.

spe
Надежда  Маслова

Раньше о староверах ничего не знала, а потом вдруг как-то выяснилось, что их рядом живёт не так уж мало. +++

spe
Юлия Дворникова

Недалеко от нас есть община староверов. Их дети в нашей школе появляются раз в год: сдают экзамены для перевода их в следующий класс. Учителя у них свои. Ни разу не было случая, чтобы кто-то из детей не сдал экзамен! Бывают тут "на рынках", привозят мёд, мясо птицы, подсолнечное масло. У них стремятся покупать многие - без обмана и относительно недорого. С местными общаются только по необходимости. В разговоре сдержаны, но вражды от них не исходит. Интересные люди, но очень закрыты.

mas
Марк Блау

Вообще изменение в книгах и обрядах происходило периодически и до раскола. Москва находилась очень далеко от Константинополя. По тогдашним временам - на другой планете. Центром христианской учености был Киев. Оттуда приезжали и исправляли и плохо переписанные книги, и устаревшие обряды. Кстати, такие "вливания" изменяли и "московский" язык, как бы "подтягивая" его к языку "киевскому". Иначе за двести лет Москва и Киев перестали бы понимать друг друга.

Вполне возможно, во времена Алексея Михайловича раскол возник как реакция на властное давление. Может быть также сказалось то, что лет 50 обновлений не происходило (Смутное время) А это 2-3 поколения!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+