icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
ћучают вопросы? ”знай

 то такие раскольники?

  • 5753
  • 13

 то такие раскольники?

¬
¬ середине XVII века в –оссии во времена царствовани€ јлексе€ ћихайловича –оманова патриархом Ќиконом было провозглашено начало церковной реформы, что вызвало раскол в русском православии. ƒревлеправославие, старообр€дчество, староверие как различные течени€ русской религиозной традиции по€вились как реакци€ на церковную реформу котора€ должна была привести русское богослужение в соответствие с церковью греческой,  онстантинопольской. ѕоследователи старообр€дчества назывались раскольниками до 17 апрел€ 1905 года, пока ћосковска€ патриархи€ не сн€ла запреты на старые русские обр€ды и кл€твы. —н€тие опалы не означало сли€ние –ѕ÷ и староверов. ѕоследние считают себ€ православными христианами, а –ѕ÷ ћосковской патриархии как инославную.

—тарообр€дцы дел€тс€ на поповцев и беспоповцев. “ак вот поповцы, счита€ новообр€дцев еретиками второго уровн€ допускают возможность молитвенного общени€ с сохранением духовного сана через миропомазание, а беспоповцы такую возможность допускают только через крещение. ƒревлеправославные беспоповские христиане считают свою веру самой правой, идущей от »исуса ’риста и јпостолов. „то стало причиной раскола? –еформа 1653 года внесла следующие изменени€: во Цпервых были внесены многочисленные поправки в богослужебные книги. ƒействующие канонические тексты, которые многократно переписывались полуграмотными монахами содержали огромное количество ошибок и неточностей. ¬несены поправки в важнейшие церковные пон€ти€, изменены титулы на иконах, вместо двуперстного крестного знамени€ вводилось трехперстное. »зменени€ распростран€лись на обр€дность и атрибутику.

ѕоповцы, как и новохристиане признают 7 таинств, об€зательное участие св€щеннослужителей при отправлении богослужени€ и проведении обр€дов. ќни не исключают участи€ в церковной жизни мир€н. „исленность поповцев старообр€дцев составл€ет более 1,5 млн. человек, проживали они в Ќижегородской, –остовской области, на „ерниговщине, —тародубье. ¬ладельцы мануфактур создали в XIX веке крупнейший центр поповства в общине –огожского кладбища в ћоскве. “ех св€щенников, которые покидали –усскую православную церьковь и находили пристанище у поповцев называли беглопоповцами. ƒогматика поповцев ни чем не отличаетс€ от новообр€дцев. ѕоповцы в свою очередь дел€тс€ на –усскую православную старообр€дческую церковь и ƒревлеправославную церковь, которые в наше врем€ мирно уживаютс€.

ѕо каноническим правилам церковь без епископа не может существовать, так как только он имеет право посв€тить св€щенника или диакона. ¬о врем€ проведени€ церковной реформы многие прихожане, верные своей древней вере, не прин€ли новых св€щенников. ћногие св€щенники дониконовского времени скончались. ѕоэтому многие древлеправославные христиане оказались без св€щеннослужителей и стали называтьс€ беспоповцами. ѕреследуемые властью беспоповцы вынуждены были покидать свои обжитые места и уходить в труднодоступные, дикие необжитые территории. “ак возник ќлонецкий край ( арели€) и глухие окраины Ќижегородских земель. ј основна€ масса беспоповцев нашла пристанище на побережье Ѕелого мор€ и стали называтьс€ поморами.

—тарообр€дцы проживают компактно общинами, скромно и строго, у них сохранилась сво€ система образовани€, включающа€ заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики. ƒети изучают „асослов и ѕсалтырь много внимани€ удел€етс€ трудовому воспитанию. ќчень много старообр€дческих общин рассе€ны по всему миру от японии до јргентины. Ќачина€ с правлени€ ÷арицы —офьи после —обора 1667 года бегство староверов достигла глобальных масштабов и численность их заметно сокращалась.   1905 году по отчету ќбер-ѕрокурора —в€тейшего —инода за 1903-1904 года обща€ численность старообр€дцев в –оссийской »мперии исчисл€етс€ в 1 984 182 человека.

Ќесмотр€ многолетние гонени€ и преследовани€ староверы отсто€ли свои духовные ценности и остались верны древнеправославному вероисповедованию, образу жизни и воспитанию. —реди староверов немало очень известных людей, внесших заметный вклад в развитие своего отечества. ‘абриканты и мануфактурщики от √учковых до ћорозовых, де€тели культуры от “реть€ковых до ƒ.—. Ћихачева, меценат —авва ћорозов и т. д.


top
Halida Rojkova

 ак-то сразу вспомнилась семь€ старообр€дцев Ћыковых, спр€тавшихс€ от гонений в тайге. +++

deb
јлексей Ўахлай

Ёти событи€ были катастрофой в религиозной жизни. —в€заны с малообразованностью патриарха, который решил провести "религиозную ревизию" поехав в  онстантинополь и ознакомитьс€ с тамошней версией православи€. Ћогика была проста€: раз православие пришло от греков, то и у нас должно быть все как у греков. Ќе задумыва€сь что к чему, Ќикон тупо внедр€л греческие формы богослужени€, что повлекло такой же протест столь же малообразованных прихожан. ¬ результате - раскол, гонени€, смерти.

pro
Ќадежда  ћаслова

–аньше о староверах ничего не знала, а потом вдруг как-то вы€снилось, что их р€дом живЄт не так уж мало. +++

spe
ёли€ ƒворникова

Ќедалеко от нас есть община староверов. »х дети в нашей школе по€вл€ютс€ раз в год: сдают экзамены дл€ перевода их в следующий класс. ”чител€ у них свои. Ќи разу не было случа€, чтобы кто-то из детей не сдал экзамен! Ѕывают тут "на рынках", привоз€т мЄд, м€со птицы, подсолнечное масло. ” них стрем€тс€ покупать многие - без обмана и относительно недорого. — местными общаютс€ только по необходимости. ¬ разговоре сдержаны, но вражды от них не исходит. »нтересные люди, но очень закрыты.

mas
ћарк Ѕлау

¬ообще изменение в книгах и обр€дах происходило периодически и до раскола. ћосква находилась очень далеко от  онстантинопол€. ѕо тогдашним временам - на другой планете. ÷ентром христианской учености был  иев. ќттуда приезжали и исправл€ли и плохо переписанные книги, и устаревшие обр€ды.  стати, такие "вливани€" измен€ли и "московский" €зык, как бы "подт€гива€" его к €зыку "киевскому". »наче за двести лет ћосква и  иев перестали бы понимать друг друга.

¬полне возможно, во времена јлексе€ ћихайловича раскол возник как реакци€ на властное давление. ћожет быть также сказалось то, что лет 50 обновлений не происходило (—мутное врем€) ј это 2-3 поколени€!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+