Купец – это, по сути дела, старинное название предпринимателя, человека, производящего торговые сделки от своего имени. Такой человек покупал товар не для того, чтобы пользоваться им, а для того, чтобы продать кому-то другому – т.е. выступал посредником между производителем и покупателем. Это особенно важно, например, когда товар производят за тридевять земель от места проживания потенциальных покупателей, впрочем, даже без учёта расстояний, производителю удобнее, когда не нужно заботиться самому о поиске покупателей. Разумеется, посредничество связано с определёнными расходами (как гласит русская пословица, «за морем телушка – полушка, да рубль – перевоз»), да и самому посреднику надо жить на какие-то доходы – поэтому продаёт он товар дороже, чем закупает у производителя.
Эта профессия родилась вместе с торговлей в период распада родового строя, когда «сдавало позиции» натуральное хозяйство и уже в цивилизациях Древнего мира играло немалую роль, причём не только экономическую: торговые контакты помогали народам знакомиться друг с другом, купеческие караваны привозили из дальних стран не только товары, но и сказки, песни, легенды… Наиболее известны были в Древнем мире, пожалуй, финикийские купцы.
В средневековом обществе купцы объединяются в торговые гильдии (подобно тому, как объединяются в цеха ремесленники). И хотя такие гильдии защищают интересы купцов, всё-таки риск, связанный с торговыми операциями, у каждого свой – и успех (или наоборот, провал) тоже. Поэтому купец в Средние века – это особый человек, отличающийся от прочих людей той эпохи прежде всего «курсом на индивидуализированность», меньшую связь с общиной, чем у крестьянина или даже у ремесленника. Деятельность купца требовала умения читать, писать, считать – в то время как рыцари и даже герцоги зачастую были неграмотными… В определённом смысле средневековых купцов можно считать провозвестниками грядущих эпох – Возрождения и Нового времени, когда именно из купечества формируется класс владельцев мануфактур, в перспективе – капиталистов.
Существовало купечество и в нашей стране. В Древней Руси главными торговыми путями были реки – не случайно именно на их берегах возникали города. С XIII века Русь оказывается включена в систему Великого шёлкового пути, и главная нагрузка ложится на сухопутный транспорт – товары возят на лошадях. Вплоть до появления железных дорог в XIX веке именно гужевой транспорт был основой торговли, породив попутно знаменитые ямщицкие песни, которые так любят включать в репертуар современные академические певцы – особенно с русским народным оркестром.
Зародившись в Древней Руси, купечество в XVIII в. становится полупривилегированным сословием. Переломным моментом стала гильдейская реформа 1775 г., когда купцам было предписано вместо подушной подати выплачивать гильдейский взнос в размере 1% от размера капитала. Не всем это оказалось по силам – количество купцов сократилось до 12% от прежнего их числа. Правда, ситуация изменилась после Жалованной грамоты городам 1785 г., предоставившей купцам монополию на торговлю. Согласно этому акту, купцы разделялись на три гильдии: купцы 1й гильдии имели право свободно передвигаться по стране («паспортная льгота»), вести заграничную торговлю и владеть морскими судами, а 2й гильдии – речными, и те, и другие освобождались от рекрутской повинности, владели заводами и фабриками. Купцы третьей гильдии занимались мелкой торговлей и содержали постоялые дворы.
Одновременно скалдывается специфический купеческий быт, как бы сказали сейчас – «стиль жизни», воспетый А.Н.Островским: большая семья патриархального склада, как правило, многодетная, зачастую помимо родных детей были приёмные – т.н. «воспитанники». Дети купцов уже в 15-16 лет включались в профессиональную деятельность: вели конторские книги, работали в лавках и даже ездили в другие города заключать торговые сделки. Жена купца далеко не всегда была таким бесправным существом, как это иногда представляют: если она сама была из купеческого рода, то могла иметь собственное купеческое свидетельство, самостоятельно вести дела и даже заключать сделки с собственным мужем. Правда, не всегда жена купца была купеческой дочерью: купцы часто женились на мещанках – представительницах низшего слоя городского сословия (видимо, именно такова была судьба Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза» и Катерины Измайловой, героини рассказа Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).
Отличала купцов и своеобразная манера одеваться: картуз, длиннополый сюртук из тёмно-синего крепа или толстого сукна, сапоги с высокими голенищами, нередко – смешение стилей: шуба и цилиндр. Впрочем, со временем купцы всё больше переходят на европейский стиль одежды (вспомним Вожеватова из драмы А.Н.Островского «Бесприданица»: «по костюму европеец»).
Что касается людей искусства, то они, как правило, купцов не жаловали: купец в литературе обычно обманщик, мошенник, скупец, семейный деспот и недалёкий человек. Нередко высмеивается желание купцов стать вровень с дворянами – впрочем, у тех тоже свои интересы: разорившийся дворянин не прочь выгодно жениться на дочке богатого купца… Дело доходило даже до серьёзных конфликтов на этой почве: после выхода пьесы А.Островского «Свои люди – сочтёмся» московское купечество потребовало принять меры в отношении автора, и писатель пять лет находился под надзором полиции…
В каком соотношении с реальностью находились такие литературные образы? Конечно, назвать их стопроцентной клеветой нельзя – всё это действительно было. Но как всякий литературный тип, они преувеличены – были среди купцов и люди, отличающиеся высокой культурой, такие нередко становились меценатами. Вспомним Савву Мамонтова, к чьим советам прислушивался даже Ф.Шаляпин! Купеческая династия Демидовых создавала промышленность Урала… словом, роль купечества в истории нашей страны в частности и цивилизации вообще трудно переоценить!