Один из инициаторов реформы, бывший министр образования Фурсенко на встрече на Селигере в 2007 году так обосновывал её необходимость: «...недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других. "
Из этого, довольно циничного посыла, можно сделать только один вывод: все подрастающее поколение необходимо поделить на творцов и потребителей. Чтобы повысить эффективность обучения, необходимо дать возможность детям свободно выбирать предметы, по которым они хотят обучаться. Нет необходимости обучать всех математике, физике, химии, биологии. Обязательными для всех оставить ОБЖ, Основы православной культуры и физкультуру, а некоторые предметы сделать платными, свести до минимума лабораторные работы, исключив из программ исследовательское начало.
Разумеется, вся эта суета вокруг средней и высшей школы в России не случайна. Во- первых прошло более 20 лет и система образования не стоит на месте и перемены действительно назрели, во-вторых, чтобы привлечь в эту сферу талантливых преподавателей профессионалов, надо в несколько раз увеличить их зарплату. В-третьих, в поисках содержания и методики образования, делаются неуклюжие попытки скопировать западные модели типа ЕГЭ или болонской системы с четырехлетним бакалавриатом. В –четвертых резко сократить число неэффективно работающих вузов и преподавателей. И наконец надо переложить бремя бюджетных расходов, выделяемых на среднее и высшее образование на плечи частного капитала.
Нельзя не отметить, что ВУЗы после перестройки стали расти как грибы . Открывались они как правило, на пустом месте, не имея собственных зданий, постоянного квалифицированного преподавательского состава. Научные звания и дипломы продавались и оптом и в розницу. Я встречал табличку "Приемной" с таком содержанием: "Роза Хабибовна Даушева - доктор философских наук" - секретарь. Даже в каком -нибудь забытом "Мухосранске" можно было отыскать филиал уважаемого вуза. За эти годы мы умудрились дискредитировать российское высшее образование, наплодив заочников дипломантов, которые кроме Ctrl+c и Ctrl+v ничего и не усвоили.
При всей прагматичности подхода к обновлению системы образования, приведение её в полное соответствие с реальными переменами в обществе мы получим через некоторое время примитивное общество потребителей без глубоких и основательных знаний. Дерационализации сознания – вот что ожидает наших учащихся, получивших ущербные естественно-научные знания без математики, физики и астрономии. Невооруженная знаниями молодежь легко попадает в, широко расставленные сети магии и волшебства, астрологии, оккультизма и мистики. Вместо осознанного понимания научной картины мира, она будет впадать в средневековое мракобесие, в иррациональность (как иначе можно объяснить откуда такой неистощимый интерес молодежи к легендам о Гарри Поттере и саге «Сумерки»). Новым хозяевам жизни выгодно иметь полуграмотное, послушное стадо массовых потребителей. Все это уже не противоречит «Закону об образовании в Российской Федерации» 2012года.
Обязательная вузовская подготовка по предметам гуманитарного цикла история и философия вообще исключены из программ подготовки. Будущие специалисты полностью лишены гуманитарных ориентиров. Нынешние выпускники технических вузов путаются в русской и советской истории, не помнят выдающихся соотечественников. Наступает тотальное ухудшение исторической памяти, а деисторизация сознания в конечном счете приводит к утрате патриотизма и гражданственности, денационализации. Недооценка такого важного общественного института как народное образование, хроническое недофинансирование, невнимательность к содержанию обучения все это в конечном счете может привести к предсказуемым последствиям. А на вопрос «cui prodest?» -кому это выгодно? ответ уже получили наши западные соседи, пожинающие проблемы с Донбассом, которые переписали собственную историографию, и более 20 лет воспитывали целое поколение по "новым" учебникам.