icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 ого называли Ђкоролем опереттї?

  • 786
  • 3

 ого называли Ђкоролем опереттї?

 
 акие оперетты вы знаете? ”верена, вы сразу вспомнили Ђ оролеву чардашаї (известную также как Ђ—ильваї), Ђ‘иалку ћонмартраї (и эти очаровательные куплеты Ц Ђ арамболина,  арамболеттаЕї), Ђѕринцессу циркаї (Ђћистер Xї), ЂЅа€деруї, ЂћарицуїЕ все эти произведени€ написал »мре  альман (1882-1953). ѕоистине, мы говорим Ђопереттаї Ц подразумеваем Ђ». альманї! Ќедаром этого венгерского композитора называют королем оперетты.

 аким был музыкальный дебют будущего корол€ оперетты? —кажем пр€мо Ц такой сюжетный ход сделал бы честь любой комедии (может, здесь бы своеобразный знак судьбы?): газеты с восторгом писали о Ђвыступлении 12-летнего вундеркиндаї Ц а Ђвундеркиндуї было 15 лет, только выгл€дел он очень уж маленьким и щуплымЕ ¬еро€тно, юноша пережил немало непри€тных минут (ведь люди в этом возрасте терпеть не могут, когда их называют детьми), но от зан€тий музыкой его не отвратил ни этот забавный случай, ни упорство родителей, не желавших видеть сына музыкантом, ни даже заболевание артритом: поставив из-за болезни крест на исполнительской карьере, он зан€лс€ сочинением музыки.

”читьс€ юриспруденции все же пришлось, но параллельно молодой человек училс€ в консерватории, писал музыкально-критические статьи в газеты и, конечно, сочин€лЕ нет, не оперетты! Ѕудущий Ђкороль опереттыї этот жанр презирал. ќн писал очень серьезные концерты и симфонии, ориентиру€сь на творчество своих кумиров Ц –.Ўумана, ‘.Ўопена, ѕ.„айковского и, конечно, ‘.Ћиста (он же был венгром!).

Ќо вот учеба закончена. јдвоката из »мре не вышло, с музыкой тоже как-то не заладилось: в Ѕудапеште его произведени€ не брал ни один издатель. Ђћои симфонии не нужны миру Ц докачусь до того, что напишу оперетту!ї Ц иронизировал молодой композитор. ¬озможно, так и не Ђдокатилс€ї бы, но один издатель предложил написать куплеты дл€ кабаре.  альман написалЕ и на другой день эти куплеты пел весь город!

“ак стало €сно, что талант ». альана создан дл€ музыкальной комедии. ƒрузь€ уговаривали попробовать свои силы в оперетте Ц и в конце концов, композитор это сделал. ¬ отличие от симфоний, перва€ же оперетта ». альмана Ц Ђќсенние маневрыї Ц оказалась очень даже нужна миру: оперетта прошла с одинаково грандиозным успехом и в 1908 г. в Ѕудапеште, и годом позже в ¬ене. ќкрыленный успехом, ». альман продолжает работу в жанре оперетты. Ќе все оперетты были одинаково успешны Ц так, Ђќтпускной солдатї удостоилс€ лишь вежливых аплодисментов, Ђбарышн€ ∆ужаї выдержала меньше 80 представленийЕ ѕостепенно композитор пон€л, что в первой его оперетте публику привлек прежде всего венгерский музыкальный колорит, и на этом оно основывает следующую оперетту Ц Ђ÷ыган-премьерї. — тех пор ». альман всегда оставалс€ Ђвенгром в музыкеї, где бы ни происходило действие Ц действительно в ¬енгрии или во ‘ранции, или даже в »ндии.

“огда же »мре случайно познакомилс€ в кофейне с ѕаулой ƒворжак. ќна заметила, что  альман не похож на создател€ легкой музыки. ЂЋегка€ музыка Ц дело серьезноеї, Ц заметил композитор. — этого начались их отношени€. ѕаула так и не согласилась стать женой  альмана Ц но стала дл€ него всем, не только любовницей: сн€ла квартиру на свои деньги, вела хоз€йство, а главное Ц посто€нно поддерживала »мре морально. ј в такой поддержке он отча€нно нуждалс€! Ёто был очень застенчивый, мнительный и тревожный человек, панически бо€вшийс€ премьер, неожиданных визитов, посто€нно ожидавший каких-то неудач.

 ак это часто бывает с мнительными людьми, ». альман был суеверным. ќн пришел в ужас, узнав, что премьера одной оперетты назначена на 13-е число. ѕо насто€нию ». альмана спектакль перенесли Ц но это не очень его успокоило: перенос премьеры Ц тоже плоха€ примета! Ќо не отмен€ть же спектакль, в самом делеЕ Ќа следующий день мелодии из новой оперетты напевала вс€ ¬ена. Ёто была Ђ оролева чардашаї. ќперетта скоро перешагнула пределы јвстрии ее ставили в –оссии Ц несмотр€ на то, что шла ѕерва€ мирова€ война.

¬след за оглушительным сценическим успехом на композитора обрушиваетс€ несчастье за несчастьем: умер брат, т€жело болен отец, заболевает туберкулезом ѕаулаЕ  омпозитор ищет утешени€ в работе, создава€ все новые оперетты, исполненные €рких, зажигательных мелодий: Ђ‘е€ карнавалаї, Ђ√олландочкаї, ЂЅа€дераї, попул€рность растет от произведени€ к произведению.

–адовал ли ». альмана этот успех? ¬едь он Ц как мы помним Ц мечтал стать Ђнужным мируї как автор серьезной музыки. ¬от что говорил сам композитор: Ђя знаю, что половина страницы партитуры Ћиста перевесит все мои оперетты, которые € написал и еще напишу. Ќо € знаю также, что эта половина партитурной страницы потребует избранной, высокоразвитой публики, а ведь это только незначительна€, не делающа€ погоды часть той публики, котора€ ходит в театрї.   этому трудно что-либо добавить и еще труднее опровергнуть Ц и тогда, и сейчас.

ѕосле распада јвстро-¬енгрии в 1918 году »мре  альман и ѕаула станов€тс€ гражданами ¬енгрии, но продолжают жить в ¬ене. Ѕолезнь ѕаулы прогрессирует, надежды на выздоровление нет. „тобы любимый не видел ее страданий, она пересел€етс€ в отдельную комнату.

». альман создает новые произведени€ Ц Ђћарицуї, самую Ђвенгерскуюї из его оперетт, а затем он подает либреттисту идею: оперетты, где действие происходит в театре, уже есть Ц Ђ оролева чардашаї, ЂЅа€дераї Ц а как насчет цирка? “ак родилась иде€ Ђѕринцессы циркаї.

—реди любителей музыки считаетс€ особым шиком слушать оперы и оперетты на €зыке оригинала, но если даже ваши €зыковые познани€ позвол€ют Ц не советую делать это с Ђѕринцессой циркаї! ¬ оригинале действие происходитЕ в –оссии, и антураж можно определить двум€ словами: развесиста€ клюква. √ероин€ (аристократка!) носит им€Е ‘едора, а директор цирка Ц фамилию —таниславскийЕ право же, лучше слушать оперетту в переводе, где действие перенесено во ‘ранцию, а герои нос€т вполне аристократические имена Ц “еодора и Ётьен ¬ердье. Ќу не умеют представители западной цивилизации Ц даже такие гениальные, как ». альман Ц писать о –оссии!

ѕаула, понима€, что дни ее сочтены, незадолго до своей смерти в 1928 году знакомит »мре со своей подругой Ц €ркой и влюбчивой звездой немого кино јгнессой Ёстергази. ћежду ними возникает взаимна€ симпати€, композитор надеетс€ повести јгнессу под венец (некоторую роль в этом играет ее принадлежность к аристократическому роду). ќн прощает ей брак с немецким аристократом, заключенный по насто€нию родственников Ц тем более, что супруги вскоре развод€тс€, но роман с кинооператором во врем€ очередных съемок простить не смог.

—удьба сводит  альмана с русской девушкой из ѕерми ¬ерой ћакинской. ќна отправилась в ≈вропу в надежде на актерскую карьеру, но все, чего ей удалось достичь Ц это скитани€ по театрам в качестве статистки и положение Ђкрасотки кабареї. «накомство состо€лось в кафе, и дальнейшее напоминает историю «олушки: поездка в театр в одежде, одолженной у подруг, протекци€ при устройстве на работу в театр, походы по модным магазинамЕ год спуст€ во врем€ совместной прогулки по городу ¬ера намекнула »мре, что она не может вечно ходить в его подругах и ей пора подумать о замужествеЕ ” ¬еры не было никаких документов, имеющих законную силу (паспорта, выдаваемые беженцам, таковыми не считались) Ц но знаменитому  альману чиновники не могли отказатьЕ ¬ера стала не только женой композитора, но и прототипом главной героини новой оперетты Ц Ђ‘иалка ћонмартраї. ” них родилось трое детей Ц сын и две дочери.

“ем временем над ≈вропой сгущаютс€ тучи.   власти приходит √итлер, јвстри€ становитс€ частью “ретьего рейха.  альман Ц еврей по происхождению, но фюрер настолько ценит его музыку, что готов предложить ему звание Ђпочетного арийцаї.  омпозитор отказываетс€ от такой Ђщедростиї Ц и оперетты его были запрещены к постановке, две сестры погибли в концлагер€х, но самому композитору удалось уехать из страны в 1938 г.Ц сначала во ‘ранцию, а двум€ годами позже Ц в —Ўј. ¬ернутьс€ в ≈вропу супруги смогли только после войны Ц в 1948 году. ¬ конце следующего года он перенес инсульт, а четырьм€ годами позже скончалс€.

ѕроизведени€ ». альмана надолго пережили своего создател€. » по сей день нет такого театра оперетты, который не включал бы в репертуар Ђ оролеву чардашаї и Ђѕринцессу циркаї Ц они неизменно собирают полный зал.

spe
Ћариса ѕопруга

 ак же € люблю оперетту!  огда грустно, € ставлю диск с любимыми ари€ми....... и жизнь продолжаетс€

„астица черта в нас
«аключена подчас,
» сила женских чар
¬ сердцах творит пожар.
„астица черта в нас
ѕрипасена дл€ вас.
Ќеотразима
—ила женских чар

spe
ёли€ ƒворникова

ƒл€ мен€ истори€ жизни  альмана была закрыта, € влюблена его оперетты, это, как единый сплав музыки, €рких чувств и солнца! ¬ива,  альман!!!

mas
ћарк Ѕлау

” ё.Ќагибина есть книга "Ѕлест€ща€ и горестна€ жизнь »мре  альмана". ћожно отыскать в »нтернете.

¬ообще у јвстро-¬енгрии было две столицы, и Ѕудапешт во всем пыталс€ догнать ¬ену. Ќо все получалось немного по-другому. ¬ центре ¬ены был императорский дворец, а в центре Ѕудапешта - парк с купальн€ми, будапештские кафе были более щедрые и более "сладкие", чем венские, будапештские газеты - менее официозными, вместо роскошной оперы получилась весела€ оперетта.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+