icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Когда начинается охота на ведьм?

  • 969
  • 1

Когда начинается охота на ведьм?

Г
Говоря о таком явлении, как охота на ведьм, люди могут иметь в виду разные смыслы – прямой или переносный.

В прямом смысле «охотой на ведьм» называют вполне конкретные исторические события в Западной Европе. Все мы помним со школьной скамьи, что на протяжении всего Средневековья католическая церковь в лице Святой инквизиции сжигала на кострах миллионы женщин, объявляя их ведьмами, заключившими договор с дьяволом…

Впрочем, все было не так – точнее, не совсем так. И инквизиция появилась довольно поздно – всего лишь в XIII веке, после альбигойских войн, весьма остро поставивших вопрос о борьбе с ересями, и количество ее жертв преувеличено. Например, испанская инквизиция, традиционно считающаяся самой жестокой, за несколько веков своего существования вынесла меньше тысячи обвинительных приговоров, причем самым распространенным наказанием было отнюдь не сожжение на костре, а… публичное покаяние, на смертные приговоры приходились считанные проценты. Что же касается ведьм, то люди, создававшие инквизицию, менее всего предполагали, что она будет ими заниматься. Напротив, в первые века существования этого ведомства инквизиторов, пытавшихся заниматься делами о колдовстве, вышестоящее начальство немедленно «ставило на место» – мол, не отвлекайся на мелочи, занимайся своими прямыми обязанностями, с еретиками разбирайся. Делами о колдовстве занимались тогда светские власти, причем судили и карали не за колдовство как таковое, а за причинение вреда посредством колдовства (насколько это было реально – иной вопрос, но так или иначе, само по себе колдовство преступлением не считалось, хотя, конечно, с точки зрения Церкви оно было грехом всегда – но ведь не за всякий грех сажают в тюрьму и казнят).

Но вот в конце XV века ситуация кардинально меняется. Немецкий инквизитор Генрих Крамер, известный также как Инститорис – убежденный сторонник преследования колдунов и ведьм – обращается с соответствующей инициативой к папе римскому Иннокентию VII, и в 1484 году папа подписывает документ, известный как «ведовская булла», и с этого момента инквизиция (сначала в Германии, потом в других странах Европы) начинает преследование колдунов и ведьм на законных основаниях, а на светские власти возлагается обязанность содействовать в этом. Своего пика «охота на ведьм» достигает в XVI веке.

Не следует думать, что охотой на ведьм занимались только католики – лютеране и кальвинисты могли быть не согласны с ними в чем угодно, но только не в отношении ведьм. Там, где протестанты дорывались до власти, начинался такой беспредел, что католикам и не снилось – например, в городе Кведлинбурге в Саксонии однажды сожгли более ста женщин за один день. От обвинений не защищало ничто – ни возраст, ни безупречная репутация: в начале XVII века в Бонне запросто сжигали по обвинению в колдовстве трехлетних детей, а однажды сожгли 19-летнюю воспитанницу епископа, известную своим благочестием (что стало поводом к обвинению, история умалчивает).

Что произошло с Европой, что за эпидемия охватила ее? Некоторые исследователи действительно говорят об эпидемии психических расстройств – в частности, истерии. Нет, они не утверждают, что все женщины, сожженные по обвинению в ведовстве были истеричками – эта болезнь всегда «работает» на больного и никогда «против него» (так, истерик может очень долго «болеть», пока положение больного заставляет начальника закрывать глаза на его разгильдяйство, но немедленно «выздоравливает», как только болезнь начинает мешать карьере). Истерик на костер не попадет – но вполне может отправить на костер кого-то другого, обвинив в «наведении порчи» – как делает это Карменсита де Мерекур в романе Анны и Сержа Голон «Анжелика».

Впрочем, эпидемия психических нарушений тоже не возникает на пустом месте. Вспомним, что происходило в то время в Европе.

Давно остались позади века климатического оптимума, климат изменился, став более суровым. Еще ощущались демографические последствия грандиозных эпидемий чумы, обрушившихся на Европу в XIV веке, а из Нового света пришла эпидемия невиданной прежде болезни – сифилиса. Менялась экономика – а такие перемены никогда не бывают безболезненными. Все эти катаклизмы приводили к таким социальным потрясением, каким стали, например, Гуситские войны, Движение башмака, Крестьянская война в Германии в первой половине XVI века. Шаталась даже идеологическая основа общества – Реформация теснила католицизм. Одно из основных отличий нарождавшегося протестантизма от католицизма заключалось в том, что он практически сводил на нет роль священника и Церкви – по сути дела, человека оставляли один на один с Врагом рода человеческого (конечно, предполагалось, что его поддерживает Бог – но без поддержки других людей человек всегда чувствует себя неуверенно).

Когда привычный мир рушится перед глазами, человеку свойственно искать две вещи – точку опоры и виновных. Реальный мир «точки опоры» предложить не может – и это увлекает человека в мир иллюзорный: вспомните повальное увлечение гороскопами, ясновидением, экстрасенсорной практикой, фэн-шуй и прочей мистикой, охватившее нашу страну в 90-е годы (эта мутная волна не схлынула и по сей день). Такое же повальное увлечение колдовством охватило Европу в эпоху Возрождения и Реформации. С другой стороны, в лице колдунов и ведьм очень удобно было «искать виновных» – и власти такой поиск поощряли: пусть лучше население доносит на соседок-«ведьм», чем задумывается о бессилии властей…

Охота на ведьм длилась несколько веков и охватила не только Европу, но и Новый свет. Последнее в истории сожжение ведьмы состоялось в Мексике в 1860 году.

И сегодня «охотой на ведьм» образно называют масштабные кампании, направленные на дискредитацию каких-то больших социальных групп. Признак может быть любым – национальность (например, евреи), политические убеждения (например, коммунисты) – но суть всегда одна: создать «образ врага» и представить широкой публике активные действия по борьбе с этим самым «врагом» – и желательно, чтобы население по мере сил само ощутило свою причастность к борьбе. Такая «борьба» способна принимать самые абсурдные формы – так, недавно в социальных сетях распространилось сообщение о диком случае: некий житель Украины хвастался тем, что… ударил девушку, которая 8 марта шла по улице с букетом цветов – как она посмела принят ь от кого-то поздравление с «москальским» праздником!

«Охота на ведьм», кого бы ни объявляли «ведьмами», всегда напоминает массовое помешательство – и от него не застрахован никто. Включайте вовремя логику, господа, не позволяйте никому играть на ваших темных страстях!

mas
Марк Блау

Иной раз человеку удобнее логику отключить, когда на каждом углу кликушествуют "ведьмы-ведьмы-ведьмы". Отключение логики - механизм защиты от шизофрении.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+