icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 огда начинаетс€ охота на ведьм?

  • 712
  • 1

 огда начинаетс€ охота на ведьм?

√овор€ о таком €влении, как охота на ведьм, люди могут иметь в виду разные смыслы Ц пр€мой или переносный.

¬ пр€мом смысле Ђохотой на ведьмї называют вполне конкретные исторические событи€ в «ападной ≈вропе. ¬се мы помним со школьной скамьи, что на прот€жении всего —редневековь€ католическа€ церковь в лице —в€той инквизиции сжигала на кострах миллионы женщин, объ€вл€€ их ведьмами, заключившими договор с дь€воломЕ

¬прочем, все было не так Ц точнее, не совсем так. » инквизици€ по€вилась довольно поздно Ц всего лишь в XIII веке, после альбигойских войн, весьма остро поставивших вопрос о борьбе с ерес€ми, и количество ее жертв преувеличено. Ќапример, испанска€ инквизици€, традиционно считающа€с€ самой жестокой, за несколько веков своего существовани€ вынесла меньше тыс€чи обвинительных приговоров, причем самым распространенным наказанием было отнюдь не сожжение на костре, аЕ публичное пока€ние, на смертные приговоры приходились считанные проценты. „то же касаетс€ ведьм, то люди, создававшие инквизицию, менее всего предполагали, что она будет ими заниматьс€. Ќапротив, в первые века существовани€ этого ведомства инквизиторов, пытавшихс€ заниматьс€ делами о колдовстве, вышесто€щее начальство немедленно Ђставило на местої Ц мол, не отвлекайс€ на мелочи, занимайс€ своими пр€мыми об€занност€ми, с еретиками разбирайс€. ƒелами о колдовстве занимались тогда светские власти, причем судили и карали не за колдовство как таковое, а за причинение вреда посредством колдовства (насколько это было реально Ц иной вопрос, но так или иначе, само по себе колдовство преступлением не считалось, хот€, конечно, с точки зрени€ ÷еркви оно было грехом всегда Ц но ведь не за вс€кий грех сажают в тюрьму и казн€т).

Ќо вот в конце XV века ситуаци€ кардинально мен€етс€. Ќемецкий инквизитор √енрих  рамер, известный также как »нститорис Ц убежденный сторонник преследовани€ колдунов и ведьм Ц обращаетс€ с соответствующей инициативой к папе римскому »ннокентию VII, и в 1484 году папа подписывает документ, известный как Ђведовска€ буллаї, и с этого момента инквизици€ (сначала в √ермании, потом в других странах ≈вропы) начинает преследование колдунов и ведьм на законных основани€х, а на светские власти возлагаетс€ об€занность содействовать в этом. —воего пика Ђохота на ведьмї достигает в XVI веке.

Ќе следует думать, что охотой на ведьм занимались только католики Ц лютеране и кальвинисты могли быть не согласны с ними в чем угодно, но только не в отношении ведьм. “ам, где протестанты дорывались до власти, начиналс€ такой беспредел, что католикам и не снилось Ц например, в городе  ведлинбурге в —аксонии однажды сожгли более ста женщин за один день. ќт обвинений не защищало ничто Ц ни возраст, ни безупречна€ репутаци€: в начале XVII века в Ѕонне запросто сжигали по обвинению в колдовстве трехлетних детей, а однажды сожгли 19-летнюю воспитанницу епископа, известную своим благочестием (что стало поводом к обвинению, истори€ умалчивает).

„то произошло с ≈вропой, что за эпидеми€ охватила ее? Ќекоторые исследователи действительно говор€т об эпидемии психических расстройств Ц в частности, истерии. Ќет, они не утверждают, что все женщины, сожженные по обвинению в ведовстве были истеричками Ц эта болезнь всегда Ђработаетї на больного и никогда Ђпротив негої (так, истерик может очень долго Ђболетьї, пока положение больного заставл€ет начальника закрывать глаза на его разгильд€йство, но немедленно Ђвыздоравливаетї, как только болезнь начинает мешать карьере). »стерик на костер не попадет Ц но вполне может отправить на костер кого-то другого, обвинив в Ђнаведении порчиї Ц как делает это  арменсита де ћерекур в романе јнны и —ержа √олон Ђјнжеликаї.

¬прочем, эпидеми€ психических нарушений тоже не возникает на пустом месте. ¬спомним, что происходило в то врем€ в ≈вропе.

ƒавно остались позади века климатического оптимума, климат изменилс€, став более суровым. ≈ще ощущались демографические последстви€ грандиозных эпидемий чумы, обрушившихс€ на ≈вропу в XIV веке, а из Ќового света пришла эпидеми€ невиданной прежде болезни Ц сифилиса. ћен€лась экономика Ц а такие перемены никогда не бывают безболезненными. ¬се эти катаклизмы приводили к таким социальным потр€сением, каким стали, например, √уситские войны, ƒвижение башмака,  ресть€нска€ война в √ермании в первой половине XVI века. Ўаталась даже идеологическа€ основа общества Ц –еформаци€ теснила католицизм. ќдно из основных отличий нарождавшегос€ протестантизма от католицизма заключалось в том, что он практически сводил на нет роль св€щенника и ÷еркви Ц по сути дела, человека оставл€ли один на один с ¬рагом рода человеческого (конечно, предполагалось, что его поддерживает Ѕог Ц но без поддержки других людей человек всегда чувствует себ€ неуверенно).

 огда привычный мир рушитс€ перед глазами, человеку свойственно искать две вещи Ц точку опоры и виновных. –еальный мир Ђточки опорыї предложить не может Ц и это увлекает человека в мир иллюзорный: вспомните повальное увлечение гороскопами, €сновидением, экстрасенсорной практикой, фэн-шуй и прочей мистикой, охватившее нашу страну в 90-е годы (эта мутна€ волна не схлынула и по сей день). “акое же повальное увлечение колдовством охватило ≈вропу в эпоху ¬озрождени€ и –еформации. — другой стороны, в лице колдунов и ведьм очень удобно было Ђискать виновныхї Ц и власти такой поиск поощр€ли: пусть лучше население доносит на соседок-Ђведьмї, чем задумываетс€ о бессилии властейЕ

ќхота на ведьм длилась несколько веков и охватила не только ≈вропу, но и Ќовый свет. ѕоследнее в истории сожжение ведьмы состо€лось в ћексике в 1860 году.

» сегодн€ Ђохотой на ведьмї образно называют масштабные кампании, направленные на дискредитацию каких-то больших социальных групп. ѕризнак может быть любым Ц национальность (например, евреи), политические убеждени€ (например, коммунисты) Ц но суть всегда одна: создать Ђобраз врагаї и представить широкой публике активные действи€ по борьбе с этим самым Ђврагомї Ц и желательно, чтобы население по мере сил само ощутило свою причастность к борьбе. “ака€ Ђборьбаї способна принимать самые абсурдные формы Ц так, недавно в социальных сет€х распространилось сообщение о диком случае: некий житель ”краины хвасталс€ тем, чтоЕ ударил девушку, котора€ 8 марта шла по улице с букетом цветов Ц как она посмела прин€т ь от кого-то поздравление с Ђмоскальскимї праздником!

Ђќхота на ведьмї, кого бы ни объ€вл€ли Ђведьмамиї, всегда напоминает массовое помешательство Ц и от него не застрахован никто. ¬ключайте воврем€ логику, господа, не позвол€йте никому играть на ваших темных страст€х!


mas
ћарк Ѕлау

»ной раз человеку удобнее логику отключить, когда на каждом углу кликушествуют "ведьмы-ведьмы-ведьмы". ќтключение логики - механизм защиты от шизофрении.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+