icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ћучают вопросы? ”знай

 ак разговаривали первобытные люди?

  • 13582
  • 6

 ак разговаривали первобытные люди?

¬

¬опрос о том, как разговаривали первобытные люди, волнует учЄных давно. ќни предложили множество версий, которые могли бы раскрыть эту тайну.

язык - божественный дар

ƒревние учЄные считали, что люди начали разговаривать благодар€ вмешательству высших сил, то есть считали €зык даром божьим. Ќапример, в одном египетском тексте, который датируетс€ III веком до нашей эры, говоритс€ о том, что творцом речи €вл€етс€ верховный бог ѕтах. ¬ других странах также "именование всех вещей" приписывалось главному божеству. ќб этом же говорит и Ѕибли€, в которой Ѕог изначально обладает речью с тем лишь отличием, что он привлЄк человека к созданию €зыка, когда, населив землю, наблюдал за тем, какие имена даст человек всему живому.

¬ соответствии с этой теорией можно сделать вывод, что первобытный человек никак не разговаривал, пока не свершилось чудо.

язык создали люди

¬тора€ гипотеза происхождени€ €зыка по€вилась в эпоху јнтичности. “акие древнегреческие и древнеримские мыслители, как ƒемокрит, Ёпикур, Ћукреций и многие другие, сделали вывод о том, что человек сам создавал €зык и боги в этом не принимали участие.

ќднако эта иде€ не получила своего развити€ тогда, поскольку распространение христианства вернуло всЄ на пути сво€, и создателем €зыка вновь стал Ѕог.

ѕоложение вещей стало мен€тьс€ лишь в XVIII веке, когда учЄные уделили очень большое внимание концепци€м происхождени€ человеческой речи. Ќаиболее попул€рными стали три:

    1. звукоподражательна€, утверждавша€, что €зык возник в результате подражани€ звукам природы. јргумент - наличие во всех €зыках звукоподражательной лексики (кукарекать, гавкать, хрюкать и так далее);

    2. теори€ общественного договора, подразумевавша€, что первобытные люди договорились о том, как пользоватьс€ €зыком;

    3. третью концепцию можно условно назвать "от бессознательных звуков к сознательной речи". ”чЄные, которые еЄ придерживались, считали, что сначала люди издавали бессознательные звуки, потом научились их контролировать. ѕараллельно с этим развивалось и умение контролировать свои умственные действи€.

“акже некоторые учЄные предполагали, что первобытные люди изначально общались жестами, дополн€€ их звуками, а потом постепенно перешли на использование только звуков.

»нтересно, что после всех этих научных изысканий учЄные-лингвисты зашли в тупик. ќни, например, обнаружили, что нельз€ делить €зыки на примитивные и развитые, опира€сь лишь на их морфологическую сложность. ѕо этой теории оказывалось, что китайский €зык - один из самых примитивных, а, следовательно, очень близок к первобытному €зыку. Ёто противоречило факту существовани€ в  итае развитой культуры.

¬ результате во второй половине XIX и начале XX века лингвисты отказались от вс€ческих попыток установить, как разговаривали первобытные люди. »х сменили психологи и историки, изучающие первобытный мир.

ѕервобытные люди разговаривали как дети

“ем не менее за врем€ изучени€ этого вопроса учЄные пришли к выводу о том, что €зык по€вилс€ бессознательно. —амой простой аналогией, котора€ лежала у всех на виду, стало становление речи у ребЄнка. Ётот процесс постепенный, состо€щий из р€да этапов.

¬ 40-е годы XX века была предложена гипотеза, в соответствии с которой первобытные люди формировали €зык так же, как и дети. Ёту идею высказали специалист по первобытному обществу ¬ладимир  апитонович Ќикольский и лингвист Ќиколай ‘еофанович яковлев.

ќсновные положени€ данной концепции:

  • речь первобытных людей состо€ла не из отдельных звуков, а из целых мыслей и, как следствие, целых предложений (как ребЄнок сначала говорит словами-предложени€ми);
  • у первобытных людей не выдел€лись гласные и согласные звуки, а были, так называемые, "выкрики-слоги" (в €зыке подобные элементы сохранились в "слогах-предложени€х", типа да, нет, эй, ну, на и так далее);
  • первобытные люди не использовали слова. —начала они выражали мысли словами-предложени€ми, которые развивали и дополн€ли одну и ту же мысль, а позднее и сочетание мыслей;
  • слова-пон€ти€ могли по€витьс€ в тот период развити€ первобытного человека, когда произошЄл переход от собирательства к охоте. Ёти слова-пон€ти€ состо€ли из одного звука и были довольно смутными по сравнению с современными словами.  роме этого, они могли обозначать и предметы, и действи€, но теперь слова уже перестали быть равными предложени€м.

ќднако и эта концепци€ - лишь гипотеза. ¬едь ребЄнок рождаетс€ с уже развитыми органами речи, а у первобытных людей, которые только учились говорить, эти органы могли быть совершенно другими.   тому же, как утверждает американский лингвист Ќоам ’омский, у ребЄнка уже есть в мозгу определЄнна€ программа на освоение речи, а у первобытных людей еЄ просто-напросто ещЄ не было.

ќдним словом, пока не изобретена машина времени, мы не сможем узнать, как разговаривали первобытные люди. Ќам остаЄтс€ довольствоватьс€ одними домыслами и гипотезами.


deb
“ать€на Ѕалабан

Ќадежда, давно не радовали нас своими интересными стать€ми! — возращением. +++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+