icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

 ак по€вилась тетрадь?

  • 9336
  • 1

 ак по€вилась тетрадь?

“етрадьЕ эта неотъемлема€ часть школьного быти€ сопровождала наше детство, детство наших родителей Ц и, наверное, ещЄ не скоро отойдЄт в прошлое.  ажетс€, что тетради существовали всегда! Ќо ведь по€вились же они когда-нибудьЕ как и где это произошло?

Ќа этот вопрос поможет ответить само слово ЂтетрадьїЕ какие ассоциации оно вызывает? ¬спомним похожие слова: Ђтетралоги€ї Ц произведение, состо€щее из четырЄх частей (например, тетралоги€ –.¬агнера Ђ ольцо нибелунгаї, включающа€ четыре оперы), Ђтетрада ‘аллої Ц т€жЄлый порок сердца, включающий четыре нарушени€Е »ными словами, название Ђтетрадьї происходит от слова ЂчетыреїЕ что за этим стоит?

“ому есть несколько возможных объ€снений. ќдно из них состоит в том, что в библиотеках средневековых университетов книги Ц дл€ удобства студентов Ц делились на четыре части (действительно удобно: не надо ждать, когда кто-то сдаст всю книгу Ц можно пока поработать с еЄ частью, в услови€х отсутстви€ книгопечатани€ это было незаменимо), и эти части и назывались четверт€ми Ц тетрад€миЕ

Ќо с большей веро€тностью можно предположить, что пон€тие Ђтетрадьї всЄ-таки древнее, причЄм именно в привычном нам значении.

¬озможно, оно пришло к нам из ƒревней √реции, где ученики (впрочем, не только они) писали заострЄнными палочками-стил€ми на покрытых воском дощечках. Ќо много ли напишешь на одной дощечке? — другой стороны, скрепл€ть сразу много дощечек тоже не очень то удобно Ц внушительна€ св€зка получитс€... ќптимальным вариантом оказались четыре дощечки Ц тетрадь! “акие ученические тетради дошли до наших времЄн Ц и они показывают нам, как и чему учили в античных школах. “ак, в одной такой тетради четырежды переписано весьма актуальное изречение: Ђбудь прилежен, мальчик, чтобы теб€ не выдрали!ї

Ќо есть и друга€ верси€ происхождени€ и самой тетради, и слова Ђтетрадьї. ¬спомним, какой был Ђлюбимыйї материал дл€ письма в ƒревнем мире?  онечно же, папирус! ¬едь вощенные дощечки были удобны дл€ ученических упражнений, текущих записей Ђдл€ пам€тиї Ц словом, дл€ чего-то короткого и не особенно ценного, что потом сразу сотрЄшь, а вот дл€ больших и ценных текстов нужно было что-то долго сохран€ющеес€ и лЄгкое. ¬ этом плане папирус представл€л собой идеальный вариант.

Ќо и ему были присущи недостатки. ƒело в том, что папирус нельз€ сложить Ц он при этом сломаетс€, его можно только свернуть в свиток.  аково найти в свитке (иной раз весьма длинном) нужное место, вы легко представите, если вспомните недавнее прошлое: как мы мучились в поисках нужного места на видео- и аудиокассетах! » в довершение всего египт€не запретили вывозить папирус со своей территории.

Ќо, как известно, если есть потребность Ц замена всегда найдЄтс€. » она нашлась Ц после походов јлександра ћакедонского. ¬ греческом городе ѕергам в ћалой јзии перен€ли у персов и усовершенствовали технологию выделки шкур. ¬от так и по€вилс€ материал дл€ письма, который именуют Ц по названию города Ц пергаментом. ќн оказалс€ даже лучше папируса: не темнел и не ломалс€ со временем.

ѕоначалу из пергамента Ц так сказать, Ђпо инерцииї Ц делали свитки, подобные папирусным. Ќо это было неудобно: свиток должен быть длинным и узким, много пергамента шло в отходы Ц а ведь это не дешЄвый материал! Ќаконец, было найдено оптимальное решение: лист пергамента складывали вчетверо Ц вот это и называлось Ђтетрадойї Ц и несколько таких тетрадей сшивали между собой, и это уже было похоже на то, что мы называем тетрадью сейчас.

“аким образом, по€вление тетради напр€мую св€зано с изобретением пергамента. ƒолжны были пройти века, чтобы пергамент в качестве материала дл€ письма был вытеснен бумагой Ц и тетради стали бумажными.


deb
Ќаталь€ –еутова

ах, вот она кака€ - истори€ обычной, казалось бы нам, тетради... ќчень увлекательно! “олько вот в последнем предложении маленька€ опечатка. јвтору огромный +!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+