На Руси после принятия христианства у Святого Георгия появились и чисто русские варианты имени: Егорий (Егор) и Гюргий (Юрий). Святой, который при жизни был тысяченачальником (то есть, по нашему, полковником), почитался как покровитель воинов и как всеобщий защитник. А поскольку среди чудес, совершенных этим святым, было оживление вола, Георгий по совместительству стал охранителем домашних животных и покровителем земледелия. Святого Георгия настолько почитали, что его праздник (Юрьев день) отмечали дважды в году. День Георгия Весеннего (23 апреля по старому календарю) считался началом полевых работ. День Георгия Осеннего (26 ноября) был на Руси днем окончания сельскохозяйственных работ на земле. К этому дню урожай был уже в закромах, и крестьянин мог выплатить натуральный налог владельцу земли, помещику. Иногда день расчета назначался почти на месяц раньше, на 1 ноября. Это был праздник святых Кузьмы и Дамиана или Кузминки. Поэтому Кузминки были особенно отмечены в народном календаре.
Осенний Юрьев день был еще более важным. Дело в том, что крепостное право на Руси устанавливалось в течение нескольких столетий. И все это время крестьяне имели право в один день, когда уже закончены все полевые работы, поменять того помещика, на земле которого они работали, на другого и переехать к нему со всем своим имуществом. Таким днем был осенний день святого Егория.
В Егорьев день и на Кузьминки производились окончательные расчеты с помещиком и был возможен переход к другому хозяину. Естественно, что новый хозяин был заинтересован в получении хорошего работника и обещал тому лучшие условия и более щедрую оплату. Естественно также, что данные обещания не всегда выполнялись. Вот и появились в русском языке слова «объегорить» и «подкузьмить». Слова эти имеют сходный смысл: обмануть, перехитрить, не выполнить данное слово.
Право перехода крестьян от помещика к помещику в Юрьев день было отменено в царствование Бориса Годунова. Об этом в трагедии А.С.Пушкина имеется фраза: «Я запретил стариный Юрьев день». Впрочем, конкретного царского указа по этому поводу в архивах не отыскали. Историк В.О.Ключевский полагал, что такого указа и не было. По его мнению, последний день крестьянской свободы потихоньку отменили, как нынче это говорится, на местах, ссылаясь, при этом, как положено, на царя. В общем, и здесь обманули – объегорили – подкузьмили!
Уроженцы славного города Егорьевска, который находится среди лесов и болот на востоке Московской области, убеждают, что в появлении слова «объегорить» виноват их родной город. Мол, стоял Егорьевск на границе трех княжеств, Московского, Владимирского и Рязанского очень удачно, то есть, достаточно далеко от каждого из перечисленных столичных городов. Поэтому, когда за налогами приезжали, скажем, из Владимира, горожане говорили, что платят налоги рязанскому князю, а если приезжали сборщики из Рязани, они божились, что только что выплатили все до копеечки во Владимир. Поскольку из Рязани во Владимир путь был не ближний и, к тому же, кружный, через Москву, хитроумные егорьевцы (или же егорчане?) довольно долго ни кому налогов не платили. Объегорили, так сказать, всех князей и начальников!
Верить этой байке не следует, поскольку Егорьевск – город совсем не древний. Он был основан в 1778 году, когда никаких княжеств в округе уже не было. Хотя городской легендой этот рассказ, похоже, является и поныне.