Идея эта, называемая панславизмом (что значит – «все славяне»), родилась не сегодня. Первым, кто её высказал, был не русский человек и даже не православный. Это был хорватский католический священник Юрий Крижанич (1617-1683). Этот человек, проявивший себя и в философии, и в богословии, и в лингвистике, и в литературе, искренне верил в возможность объединения православия и католицизма в единую Церковь, которая не зависела бы от земных раздоров, и в объединение всех славянских народов. По его мысли, славяне должны сплотиться вокруг Царства Русского, чтобы противостоять немецким и турецким завоевателям. С этими идеями Крижанич приехал в Россию, но не нашёл понимания у царя Алексея Михайловича и оказался в ссылке в Тобольске. Там он пишет книгу «Политика», где говорит о необходимости создания единого государства славян. Он даже пытается разрабатывать единый славянский язык на основе церковнославянского, польского, русского и сербохорватского. А вот религиозные взгляды Крижанича ко времени написания «Политики» претерпели изменения: он уже не верит в возможность объединения двух ветвей христианства и возлагает надежды на Православие.
«Политика» была издана более чем через 20 лет после смерти автора, да и в целом идеи Ю.Крижанича остались «гласом вопиющего в пустыне». Но идея панславизма начинает овладевать умами в конце XVIII-XIX вв. Это время известно как эпоха романтизма, одной из главных черт которой стал интерес к своим национальным корням. Не стали исключением и славянские народы. Для них этот вопрос стоял с особой остротой, ведь многие из них находились под властью Австрийской и Османской империи.
На протяжении XIX века можно наблюдать различные преломления идея союза всех славян. Победа России над Наполеоном и её успехи в войнах против Турции заставляют возлагать надежды именно на Россию как на будущее ядро такого союза. Другие деятели обращают взоры на Австрийскую империю, которую, по их мысли, можно превратить в федерацию славянских народов. Появляется и идея ведущей роли Польши в грядущем союзе.
Знаковым событием стал Славянский конгресс, состоявшийся в Праге в 1848 году. В нём приняло участие 300 человек. В основном это были представители славянских народов, входящих в состав Австрийской империи, но были и сербы, и черногорцы, и поляки. Россию же представлял революционер А.Бакунин. Мнения на этом конгрессе разделились: одни возлагали надежды на Габсбургскую монархию, другие на Россию, одни говорили об автономии для славянских народов в составе Австрийской империи, превращённой таким образом в федерацию, другие – о создании единого славянского государства. Именно на этом конгрессе был принят гимн славян – песня «Гей, славяне!», написанная словацким поэтом С.Томашеком (автор музыки неизвестен), и общеславянский флаг: синяя, белая и красная полосы.
А что же Россия? В нашей стране идеи объединения славян мы находим в трудах мыслителей-славянофилов – тех, кто считал, что Россия должна развиваться по-своему, а не подражать слепо Западу (М.Погодин, С.Аксаков, И.Киреевский, А.Хомяков и др.). Отечественные панслависты связывают объединение славян с особой ролью России – хранительницы высших духовных ценностей, которые свойственны всем славянских народам.
К.Маркс и Ф.Энгельс заклеймили идею панславизма как буржуазную и контрреволюционную, поэтому в советское время она поддержкой не пользовалась ни в СССР, ни в других славянских государствах, ведь они принадлежали к социалистическому лагерю. В постсоветский период вообще не было речи ни о каком объединении славян: даже те союзные славянские государства, которые существовали в ХХ веке, распадаются: Чехословакия, Югославия (не без участия Запада), СССР, в составе которого три республики были славянскими (Россия, Украина, Белоруссия). Более того, многие славянские страны «берут курс» на Запад, вступая в ЕС и НАТО, либо претендуя на вступление в эти международные блоки.
Идеи общеславянского союза и особой роли России в его создании воскресают в нашей стране на рубеже ХХ-ХХI веков. Здесь мы видим ту же идею сохранения духовных ценностей, и такой взгляд не лишён оснований: именно в России на законодательном уровне всё ещё закреплены традиционные ценности, которые усиленно разрушаются на Западе под знаменем «толерантности».
Как будет развиваться идея создании Славянского Союза, получит ли она когда-нибудь реальное воплощение – покажет будущее.