icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

„то такое —лав€нский ћир?

  • 1301
  • 5

„то такое —лав€нский ћир?

ѕ
Ђѕоздравл€ем вас, мы оп€ть живЄм в —оюзеї, Ц така€ фраза по€вилась в газетах в 1997 году. –ечь шла о создании —оюзного государства Ѕеларуси и –оссии. Ќельз€ сказать, что проект полностью оправдал возлагаемые на него надежды, но событие это представл€етс€ знаковым. ћногие видели в нЄм прообраз не только возрождени€ ———–, но и начало воплощени€ другой идеи Ц —лав€нского союза, объединени€ всех слав€н. ¬едь слав€не Ц довольно большой этнос, расселЄнный по весьма обширной территории: от ¬осточной и ёжной ≈вропы до ƒальнего ¬остока. ≈сли объединить все эти народы Ц кака€ это была бы серьЄзна€ сила на международной арене!

»де€ эта, называема€ панславизмом (что значит Ц Ђвсе слав€неї), родилась не сегодн€. ѕервым, кто еЄ высказал, был не русский человек и даже не православный. Ёто был хорватский католический св€щенник ёрий  рижанич (1617-1683). Ётот человек, про€вивший себ€ и в философии, и в богословии, и в лингвистике, и в литературе, искренне верил в возможность объединени€ православи€ и католицизма в единую ÷ерковь, котора€ не зависела бы от земных раздоров, и в объединение всех слав€нских народов. ѕо его мысли, слав€не должны сплотитьс€ вокруг ÷арства –усского, чтобы противосто€ть немецким и турецким завоевател€м. — этими иде€ми  рижанич приехал в –оссию, но не нашЄл понимани€ у цар€ јлексе€ ћихайловича и оказалс€ в ссылке в “обольске. “ам он пишет книгу Ђѕолитикаї, где говорит о необходимости создани€ единого государства слав€н. ќн даже пытаетс€ разрабатывать единый слав€нский €зык на основе церковнослав€нского, польского, русского и сербохорватского. ј вот религиозные взгл€ды  рижанича ко времени написани€ Ђѕолитикиї претерпели изменени€: он уже не верит в возможность объединени€ двух ветвей христианства и возлагает надежды на ѕравославие.

Ђѕолитикаї была издана более чем через 20 лет после смерти автора, да и в целом идеи ё. рижанича остались Ђгласом вопиющего в пустынеї. Ќо иде€ панславизма начинает овладевать умами в конце XVIII-XIX вв. Ёто врем€ известно как эпоха романтизма, одной из главных черт которой стал интерес к своим национальным корн€м. Ќе стали исключением и слав€нские народы. ƒл€ них этот вопрос сто€л с особой остротой, ведь многие из них находились под властью јвстрийской и ќсманской империи.

Ќа прот€жении XIX века можно наблюдать различные преломлени€ иде€ союза всех слав€н. ѕобеда –оссии над Ќаполеоном и еЄ успехи в войнах против “урции заставл€ют возлагать надежды именно на –оссию как на будущее €дро такого союза. ƒругие де€тели обращают взоры на јвстрийскую империю, которую, по их мысли, можно превратить в федерацию слав€нских народов. ѕо€вл€етс€ и иде€ ведущей роли ѕольши в гр€дущем союзе.

«наковым событием стал —лав€нский конгресс, состо€вшийс€ в ѕраге в 1848 году. ¬ нЄм прин€ло участие 300 человек. ¬ основном это были представители слав€нских народов, вход€щих в состав јвстрийской империи, но были и сербы, и черногорцы, и пол€ки. –оссию же представл€л революционер ј.Ѕакунин. ћнени€ на этом конгрессе разделились: одни возлагали надежды на √абсбургскую монархию, другие на –оссию, одни говорили об автономии дл€ слав€нских народов в составе јвстрийской империи, превращЄнной таким образом в федерацию, другие Ц о создании единого слав€нского государства. »менно на этом конгрессе был прин€т гимн слав€н Ц песн€ Ђ√ей, слав€не!ї, написанна€ словацким поэтом —.“омашеком (автор музыки неизвестен), и общеслав€нский флаг: син€€, бела€ и красна€ полосы.

ј что же –осси€? ¬ нашей стране идеи объединени€ слав€н мы находим в трудах мыслителей-слав€нофилов Ц тех, кто считал, что –осси€ должна развиватьс€ по-своему, а не подражать слепо «ападу (ћ.ѕогодин, —.јксаков, ». иреевский, ј.’ом€ков и др.). ќтечественные панслависты св€зывают объединение слав€н с особой ролью –оссии Ц хранительницы высших духовных ценностей, которые свойственны всем слав€нских народам.

 .ћаркс и ‘.Ёнгельс заклеймили идею панславизма как буржуазную и контрреволюционную, поэтому в советское врем€ она поддержкой не пользовалась ни в ———–, ни в других слав€нских государствах, ведь они принадлежали к социалистическому лагерю. ¬ постсоветский период вообще не было речи ни о каком объединении слав€н: даже те союзные слав€нские государства, которые существовали в ’’ веке, распадаютс€: „ехословаки€, ёгослави€ (не без участи€ «апада), ———–, в составе которого три республики были слав€нскими (–осси€, ”краина, Ѕелорусси€). Ѕолее того, многие слав€нские страны Ђберут курсї на «апад, вступа€ в ≈— и Ќј“ќ, либо претенду€ на вступление в эти международные блоки.

»деи общеслав€нского союза и особой роли –оссии в его создании воскресают в нашей стране на рубеже ’’-’’I веков. «десь мы видим ту же идею сохранени€ духовных ценностей, и такой взгл€д не лишЄн оснований: именно в –оссии на законодательном уровне всЄ ещЄ закреплены традиционные ценности, которые усиленно разрушаютс€ на «ападе под знаменем Ђтолерантностиї.

 ак будет развиватьс€ иде€ создании —лав€нского —оюза, получит ли она когда-нибудь реальное воплощение Ц покажет будущее.


mas
ћарк Ѕлау

ѕро  рижанича € не знал. —удьба его характерна. ѕриехал в –оссию советовать цар€м, как править, и оказалс€ в “обольске.

pro
Ќадежда  ћаслова

Ѕудем наде€тьс€, что иде€ создани€ —лав€нского —оюза получит реальное воплощение.++++

deb
»ван »ванов

∆дал эту статью, спасибо большое автору, прочитать посоветую всем своим знакомым, должны это знать все —лав€не.

mas
≈вгений Ѕагдерин

¬ √реции, € совершенно случайно встретил словака по имени ћирослав. ћы с ним общались как земл€ки, тепло и дружественно. ѕри общении с англосаксами таких чувств не испытываешь! —лав€не, где бы они не жили, всегда симпатичны! ’ороша€ тема!+

mas
ћарк Ѕлау

».–епин  артина "—лав€нские композиторы". Ќаходитс€ в зале ресторана "—лав€нский базар", построенного в 1870-м году ј.ј.ѕороховщиковым, прадедом известного нам актера. Ёто было врем€ расцвета слав€нофильства и панслав€низма в –оссии.  то есть кто на картине? ѕроверьте себ€ или посмотрите в ¬икипедии.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+