Первое, что приходит на ум – это многочисленные случаи из жизни, собранные Михаилом Задорновым, например, о нашем соотечественнике, которые в глухом месте исправил двигатель автомобиля при помощи консервной банки и женских колготок. Примечательно, что эту историю сатирик для наглядности сопоставляет с аналогичным случаем в Германии: там автомобилист, заметив «не ту нотку» в шуме мотора, звонит по одному из телефонов, расставленных на каждом километре (дело было в «домобильную эру») в автосервис, специалисты немедленно приезжают и все исправляют…
Это наблюдение сатирика раскрывает нам и суть русской смекалки, и ее происхождение: действуй сам, находи решение сам – никто к тебе на помощь не придет на наших бескрайних просторах, попросту не доберется. Решение зачастую оказывается нестандартным, поскольку стандартное «не работает» – и в силу огромных расстояний (и – как следствие – большого количества необжитых мест), и в силу материальной неустроенности и бедности.
Самый известный пример «специалиста по нестандартным решениям» в русском фольклоре – это, конечно, Иванушка-дурачок: он отбрасывает иглу и начинает стягивать руками нитки, зашивая платье из тонкой ткани, расползающейся от иглы; он вскакивает задом наперед на волшебную кобылицу – но именно так, удержавшись за хвост, ее удается укротить… такие поступки могут выглядеть «дуростью» в глазах окружающих, привыкших к стандартным решениям, но в критической ситуации именно они помогают выйти победителем.
Другая сторона русской смекалки коренится в социальной структуре: крепостной крестьянин, абсолютно бесправный перед барином, который обирает его «до нитки», или такой же бесправный перед офицером русский солдат, не так уж много получающий за свою службу… При таких обстоятельствах пресловутая русская «любовь к халяве» (которую демонстрирует, например, солдат из сказки «Каша из топора»), весьма близко соприкасающаяся с «русской смекалкой», становится единственным способом выживания: честным трудом ничего не приобретешь, законными методами свои права не защитишь…
С этой точки зрения интересно сопоставить русский фольклор со средневековым французским фаблио, в котором крестьянина после смерти не пускают в Рай. Герой последовательно напоминает апостолу Петру, как тот отрекся от Спасителя, апостолу Фоме – как тот усомнился в Воскресении и т.д., и в конце концов святые соглашаются, что если уж они – при всех своих недостатках – удостоились Рая, то этот человек тем более достоин… в сущности, это похоже на победу в судебном разбирательстве. В русском фольклоре мы подобных сюжетов не встретим – герой никогда не надеется получить что-то законным путем, осознавая свое бесправие, и всегда действует хитростью. Так поступает, например, герой сказки «Как мужик гусей делил»: он не торгуется с барином, прекрасно понимая, что справедливую цену за гуся барин не заплатит – если вообще не отберет гуся бесплатно, мужик соглашается «играть» в предложенную барином игру – и «выигрывает».
Подобная смекалка выручает героя русской сказки даже в сделке с… чертом. Это вам не доктор Фауст, который с немецкой педантичностью готов расплачиваться по договору с нечистым собственной душой! Правда, с мужика из русской сказки никто душу и не требует – он должен всего лишь вернуть черту денежный долг. Мужик честно обещает написать на воротах, когда прийти за деньгами – и вешает табличку «Приходи завтра», которую черт читает каждый день и поступает так, как предписывает текст (вот черт тут – определенно немец). Когда же, наконец, ему это надоедает, и он пропускает один день, появляется другая надпись: «Приходи вчера». После этого нечистому ничего не остается, как только отвязаться от мужика.
Многочисленные образцы русской смекалки мы можем наблюдать и в современности. Причем проявить смекалку – это своеобразное «дело чести» для нашего соотечественника, даже если особой материальной выгоды это не несет. Например, компания Microsoft сделала широкий жест – бесплатное обновление имеющихся версий Windows до новой, но в сети уже появились копии Windows 10, заботливо взломанной русскими хакерами… зачем ставить лицензионную версию, пусть даже бесплатно, когда можно взломать?
Впрочем, русский человек, как никто другой, знает, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке: о «шпионских функциях» новой операционной системы уже наслышаны все. И в данном случае русская смекалка преследует всю ту же цель, что и во времена крепостного права: не мытьем, так катаньем заставить «барина» играть по своим правилам – и неважно, кто пытается примерить на себя роль «барина»! Русского человека с его природной смекалкой, выращиваемой веками, ему все равно не обыграть!