icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

„то такое партитура?

  • 2397
  • 7

„то такое партитура?

Ќ
Ќа сцене Ц оркестр. ѕеред каждым музыкантом на пюпитре (специальной подставке) Ц ноты (разумеетс€, не потому, что оркестранты неспособны выучить все наизусть Ц пам€ть у музыкантов прекрасна€, но по нотам легче ориентироватьс€, когда нужно Ђсобрать вместеї несколько дес€тков исполнителей). ” дирижера Ц тоже ноты, но эти ноты особые Ц партитура.

ћожно сказать, что партитура Ц это ноты дл€ инструмента, на котором играет дирижер. “аким инструментом €вл€етс€ оркестр, или хор, или и то, и другое вместе, иногда с солистом или несколькими солистами Ц сочетани€ бывают разные, ведь композиторы чего только не напишут (даже  онцерт дл€ пишущей машинки с оркестром существует). ј теперь попробуем представить себе, как композитор пишет музыку дл€ такого состава: сначала написал на отдельном листке то, что будут играть скрипки, потом Ц виолончели, потом Ц флейты и т.д.?

„то ж, было врем€, когда композиторы поступали именно так Ц подобный способ записи (а позднее Ц издани€) произведени€ называетс€ поголосником, и он вполне устраивал всех в —редневековье и в эпоху ¬озрождени€. “огда ведь не было больших оркестров, а небольшому ансамблю не нужен дирижер Ц музыканты вполне могут Ђсыгратьс€ї сами. ѕравда, у церковных хоров были дирижеры-регенты, но они вполне управл€лись с помощью специальных ручных знаков (первоначально Ц даже без нот).

Ќо мен€лась музыка, мен€лась практика ее исполнени€. ѕолифони€ сдавала позиции под натиском гомофонно-гармонического стил€, в котором музыкальна€ ткань раздел€етс€ на солирующую мелодию и сопровождающие ее голоса. ¬ таких услови€х аккомпаниатор должен жестко подчин€тьс€ солисту, Ђидтиї за нимЕ а это намного удобнее, когда точно видишь соотношений голосов (музыканты называют их парти€ми): вот тут тенор т€нет длинную ноту, а сопрано с альтами на этом фоне вывод€т мелодию в интервалЕ ќтследить это можно без особых проблем, когда нотные станы, на которых написаны разные партии, располагаютс€ друг над другом, начина€ с самых высоких и конча€ самыми низкими.

ѕервыми оценили достоинства такого способа записи многоголосной музыки органисты, аккомпанировавшие хорам. ≈го называли партитурой, что в переводе с италь€нского означает Ђраспределениеї, Ђразделениеї (имеетс€ в виду распределение голосов). ѕартитурный способ записи завоевывал позиции на прот€жении XVI века. », конечно, он стал незаменим, когда по€вились оркестры, которыми управл€ли дирижеры.

 ак выгл€дит оркестрова€ партитура сегодн€?

Ќа верхних строчках записываютс€ дерев€нные духовые инструменты Ц от высоких к низким: флейта-пикколо, флейты, гобои, английский рожок, кларнеты, бас-кларнет, фаготы и контрфагот. Ќиже Ц медные духовые, расположенные по такому же принципу: валторны, трубы, тромбоны и туба. ƒалее следуют различные ударные и арфа, потом Ц струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.

¬ оркестре русских народных инструментов вверху располагаютс€ домры: пикколо (если она есть в данном произведении), малые, альтовые, басовые. ƒалее следуют духовые, набор которых варьируетс€ от оркестра к оркестру, и ба€ны, затем гусли, ударные и, наконец, балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас.

“от же принцип Ц от низкого к высокому Ц соблюдаетс€ и в хоровых партитурах: сопрано, альт, тенор, бас. ≈сли хорова€ ткань насыщенна€ и сложна€, обычно пишут отдельные строчки дл€ первых и вторы сопрано, первых и вторых альтов и т.д. ≈сли же фактура Ђпрозрачна€ї, первые и вторые голоса вполне можно записать на одном нотном стане, направив штили у одного голоса вверх, а у другого Ц вниз.

» в оркестре, и в хоре нотные станы, соответствующие голосам или инструментам одной группы, объедин€ютс€ скобкой-акколадой.

Ќо вот партитура написана.  то первым оценит ее достоинства, кто ее прочитает?  онечно, дирижер!  ак он будет это делать? ќдин из способов Ц Ђсобратьї голоса, отсека€ второстепенные детали, и сыграть оркестровую фактуру на фортепиано, но хорошему дирижеру это даже не нужно: вид€ написанную партитуру, он уже Ђслышитї, как будет звучать произведение, и исход€ из этого предслышани€ он будет работать над произведением с оркестром или хором.


top
Halida Rojkova

„увствуетс€ рука профессионала! ++++

mas
ћарк Ѕлау

ѕростое пон€тие объ€снить так, чтобы интересно было - дл€ этого талант требуетс€!

mas
≈вгений Ѕагдерин

«амечательна€ тема, некоторые выдающиес€ дирижеры в партитуру почти не загл€дывают .

deb
—ветлана ќсс (“апчик)

ѕартитура это ноты дирижера. Ёто нужно особенно выделить, а то €, по невнимательности, решила, что все ноты музыкантов партитура.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+