Можно сказать, что партитура – это ноты для инструмента, на котором играет дирижер. Таким инструментом является оркестр, или хор, или и то, и другое вместе, иногда с солистом или несколькими солистами – сочетания бывают разные, ведь композиторы чего только не напишут (даже Концерт для пишущей машинки с оркестром существует). А теперь попробуем представить себе, как композитор пишет музыку для такого состава: сначала написал на отдельном листке то, что будут играть скрипки, потом – виолончели, потом – флейты и т.д.?
Что ж, было время, когда композиторы поступали именно так – подобный способ записи (а позднее – издания) произведения называется поголосником, и он вполне устраивал всех в Средневековье и в эпоху Возрождения. Тогда ведь не было больших оркестров, а небольшому ансамблю не нужен дирижер – музыканты вполне могут «сыграться» сами. Правда, у церковных хоров были дирижеры-регенты, но они вполне управлялись с помощью специальных ручных знаков (первоначально – даже без нот).
Но менялась музыка, менялась практика ее исполнения. Полифония сдавала позиции под натиском гомофонно-гармонического стиля, в котором музыкальная ткань разделяется на солирующую мелодию и сопровождающие ее голоса. В таких условиях аккомпаниатор должен жестко подчиняться солисту, «идти» за ним… а это намного удобнее, когда точно видишь соотношений голосов (музыканты называют их партиями): вот тут тенор тянет длинную ноту, а сопрано с альтами на этом фоне выводят мелодию в интервал… Отследить это можно без особых проблем, когда нотные станы, на которых написаны разные партии, располагаются друг над другом, начиная с самых высоких и кончая самыми низкими.
Первыми оценили достоинства такого способа записи многоголосной музыки органисты, аккомпанировавшие хорам. Его называли партитурой, что в переводе с итальянского означает «распределение», «разделение» (имеется в виду распределение голосов). Партитурный способ записи завоевывал позиции на протяжении XVI века. И, конечно, он стал незаменим, когда появились оркестры, которыми управляли дирижеры.
Как выглядит оркестровая партитура сегодня?
На верхних строчках записываются деревянные духовые инструменты – от высоких к низким: флейта-пикколо, флейты, гобои, английский рожок, кларнеты, бас-кларнет, фаготы и контрфагот. Ниже – медные духовые, расположенные по такому же принципу: валторны, трубы, тромбоны и туба. Далее следуют различные ударные и арфа, потом – струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
В оркестре русских народных инструментов вверху располагаются домры: пикколо (если она есть в данном произведении), малые, альтовые, басовые. Далее следуют духовые, набор которых варьируется от оркестра к оркестру, и баяны, затем гусли, ударные и, наконец, балалайки: прима, секунда, альт, бас и контрабас.
Тот же принцип – от низкого к высокому – соблюдается и в хоровых партитурах: сопрано, альт, тенор, бас. Если хоровая ткань насыщенная и сложная, обычно пишут отдельные строчки для первых и вторы сопрано, первых и вторых альтов и т.д. Если же фактура «прозрачная», первые и вторые голоса вполне можно записать на одном нотном стане, направив штили у одного голоса вверх, а у другого – вниз.
И в оркестре, и в хоре нотные станы, соответствующие голосам или инструментам одной группы, объединяются скобкой-акколадой.
Но вот партитура написана. Кто первым оценит ее достоинства, кто ее прочитает? Конечно, дирижер! Как он будет это делать? Один из способов – «собрать» голоса, отсекая второстепенные детали, и сыграть оркестровую фактуру на фортепиано, но хорошему дирижеру это даже не нужно: видя написанную партитуру, он уже «слышит», как будет звучать произведение, и исходя из этого предслышания он будет работать над произведением с оркестром или хором.