icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Мучают вопросы? Узнай

Что такое оссуарий ?

  • 2149
  • 4

Что такое оссуарий ?

К
Культура – целая серия ритуалов, определяющих порядок жизни человека. Строго говоря, наличие культуры отличает человеческое общество от животного стада. Без культуры нет человека.

Культура обусловлена тем, что человек живет в обществе, а потому, вольно или невольно, должен участвовать в совместной деятельности определенного коллектива: семьи, общины, рода, племени, нации. Все эти необходимые действия, благодаря которым происходит общественная жизнь, составляют содержание культуры. Обучение культурному поведению происходит, главным образом, практически, по принципу «делай, как я». Но поскольку культурных навыков много, для успешного их восприятия образуется еще и некоторая теоретическая система, объединяющая все получаемые человеком в течение жизни культурные навыки. Основой этой культурной системы являются некоторые поведенческие аксиомы, многие из которых кажутся нам незыблемыми.

Но они еще как зыблемы! Люди, живущие в других, нежели мы, условиях, будут иметь другую культуру, базирующуюся на других основах. И эта другая культура иной раз вызывает удивление и желание перенять, а иной раз – жестокое раздражение. Для того, чтобы привыкнуть к мысли о парадоксальной, но обусловленной вполне естественными причинами разнице в культурах, стоит почитать прекрасный рассказ Леонида Каганова «Эпос хищника».

В свете всего сказанного ошибочно считать, что культура – это только библиотеки, художественные галереи, театры и газета «Культура» (Которая в старое время называлась еще более фантасмагорически, «Советская культура»). На самом же деле главный пласт культуры окутывает самые простые наши инстинкты. Еда, супружество, деторождение, работа – все обставлено множеством ритуалов, не постигнув которые, нельзя стать настоящим членом общества. Культурология, наука об этих ритуалах, не только интересна, но и полезна, поскольку позволяет взглянуть на наши привычки с другой точки зрения, а иной раз даже выжить в непривычных условиях.

Печальные ритуалы, связанные с погребением – последние по порядку в человеческой жизни, но совсем не последние по важности. И в этой области даже поверхностный взгляд показывает, насколько разнообразны эти ритуалы. От мумификации тела и гигантских надгробных сооружений – пирамид в Древнем Египте, до полнейшего равнодушия к умершим у друзов, по вере которых душа, ушедшая из тела тут же воплощается в теле новорожденного, и потому жалеть о покойнике и ухаживать за могилой – не стоящее дело. Привычка хоронить мертвецов под сводом церкви, принятая у католиков, вызывает резкое неприятие у евреев и мусульман. А абхазцы, тоже мусульмане, совершенно спокойно устраивают семейное кладбище в саду дома, в котором живут. Это, по их мнению, защищает тела мертвых от возможного надругательства. Уж не говоря о диких погребальных обычаях, принятых у каннибалов, о которых мы вспоминаем, когда слышим веселую песенку В.Высоцкого о том, почему аборигены съели Кука.

Многие погребальные ритуалы, принятые нами в современной жизни, сформировались на огромном пространстве от Ирана до Средиземного моря и были «апробированы» множеством различных народов, проживающих в этих краях.

Уже древние греки во времена Гомера разделяли душу и тело. При этом в теле выделяли, как главную часть, кости, скелет.

Но такова уж судьба всех смертных, какой бы ни умер:

В нем сухожильями больше не связано мясо с костями;

Все пожирает горящего пламени мощная сила,

Только лишь белые кости покинутся духом; душа же,

Вылетев, как сновиденье, туда и сюда запорхает.

Еще более эффектно, нежели в этом отрывке из «Одиссеи» о важности костей для целостности тела сказано у пророка Иезекииля.

И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь (Иез. 37:6).

По воле Бога Иезекииль попал на поле, усыпанное сухими костями. Что еще может быть дальше от жизни? В ответ на его вдохновенную проповедь кости собрались в скелеты, на скелеты наросла плоть, а потом в мертвые тела снизошел дух Господень, и они ожили. Немного напоминает русские народные сказки и чудеса с мертвой и живой водой, первая из которых соединяла останки в целое тело, а вторая – возвращала жизнь.

Поэтому у многих народов Ближнего и Среднего Востока существовал обычай хранить кости умерших родственников, что должно было обеспечить их последующее воскрешение. Для хранения костей дорогих покойников в домах имелись специальные ящики или даже отдельные помещения, которые назывались оссуариями. Слово это, ossuarium, происходит от от латинского слова «os» — «кость».

Зороастризм, который был распространен на территории Ирана запрещал похороны или сожжение трупов. Поэтому персы уносили труп усопшего в специальное строение, на плоскую крышу. Там труп находился в течение года. За это время мясо истлевало или расклевывалось птицами. Высохшие на ветрах и солнце кости считались чистыми. Более того, в таком виде их считали вместилищем души умершего. Кости складывали в специальные сосуды, которые размещали в склепах или же хоронили в земле. В оссуариях хоронили кости покойных также на территории Средней Азии, где в свое время тоже был распространен зороастризм.

Традиция хранения костей во времена Второго Храма была распространена и в Иудее. При этом покойника хоронили дважды. Во время первых похорон тело умершего заворачивали в саван (плащаницу) и помещали в погребальную пещеру, где оно лежало в течение года. За это время плоть истлевала, и оставались только кости. Вход в погребальную пещеру закрывали большим и тяжелым камнем, чтобы в нее не проникли животные.

В Новом завете описано чудо воскресения. Когда на следующий после похорон день родные и близкие пришли к погребальной пещере, они увидели, что вход в пещеру открыт, а труп Иисуса исчез. Кстати, не всякая семья могла позволить себе иметь погребальную пещеру. Для погребения Иисуса свою пещеру предложил священник Иосиф Аримафейский.

Через год происходили вторые похороны. Из погребальной пещеры извлекали кости, очищали их и мыли, после чего складывали в оссуарий – короб из известняка или глины. Во время мытья костей вспоминали жизнь покойного и его дела. От этого обычая в русском языке (через посредство греческого) появилась поговорка «перемывать кости». Оссуарии хранили либо в погребальных пещерах, либо прямо в доме. Для экономии места в один оссуарий укладывали иногда кости нескольких покойников.

Находка оссуария – большая удача для археологов. Оссуарии часто бывали подписаны снаружи. Так были идентифицированы захоронения многих исторических лиц, в том числе и многих персонажей Нового завета. Кости, хранящиеся в оссуариях, дают богатый антропологический материал. По ним можно установить даже внешний вид людей, живших во времена Иисуса.

Оссуарии имели место и в христианскую эпоху. Оссуарии находятся во многих католических церквях, например, в церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе в Риме, в чешском городе Седлице (неподалеку от Кутной Горы), в городе Эвора в Португалии. Огромное костехранилище находится в парижских катакомбах Парижа. Здесь складированы (иначе не скажешь) кости более 6 миллионов человек.

Оссуарии имеются и в православных монастырях, например, в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове, в монастыре Мар-Саба в Иудейской пустыне, а также на Афоне. Кроме экономии места таким образом «проверяется» праведность монашеской жизни покойного. Если за три года тело усопшего не разложилось до конца, его закапывают в землю и вся братия усиленно молится за этого покойного.

В новое время для захоронения воинов, погибших в крупных сражениях, тоже строились оссуарии. В городе Плевене в Болгарии мавзолей-оссуарий построен для хранения костей русских и румынских солдат, погибших при осаде Плевны во время Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов. В оссуарии Дуамон (Douaumont), построенном в 1932 году, хранятся скелеты более чем 130 тысяч немецких и французских солдат, погибших в Первую мировую войну при осаде Вердена.

top
Halida Rojkova

На территории современного Узбекистана тоже жили племена и народы, в традициях которых были оссуарии. В Музее народов Узбекистана, есть несколько экземпляров, изготовленных из обожженной глины. +++

pro
Надежда  Маслова

Я читала о хранилище костей на Афоне, но что это так широко распространено для меня новость. Очень интересная статья!+++

pro
Семен Цыгановский

В Чехии был с экскурсией. Возили нас в такое вот костехранилище, не помню, как называется. Вид удручающий и неподобающий.

spe
Владислав Черных

В Чехии это называется Седлецким костехранилищем. Церквушка обильно декорирована костями и черепами, причём декоративный материал принадлежал умершим от чумы в средневековье...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+