icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

„то такое оссуарий ?

  • 1402
  • 4

„то такое оссуарий ?

 
 ультура Ц цела€ сери€ ритуалов, определ€ющих пор€док жизни человека. —трого говор€, наличие культуры отличает человеческое общество от животного стада. Ѕез культуры нет человека.

 ультура обусловлена тем, что человек живет в обществе, а потому, вольно или невольно, должен участвовать в совместной де€тельности определенного коллектива: семьи, общины, рода, племени, нации. ¬се эти необходимые действи€, благодар€ которым происходит общественна€ жизнь, составл€ют содержание культуры. ќбучение культурному поведению происходит, главным образом, практически, по принципу Ђделай, как €ї. Ќо поскольку культурных навыков много, дл€ успешного их воспри€ти€ образуетс€ еще и некотора€ теоретическа€ система, объедин€юща€ все получаемые человеком в течение жизни культурные навыки. ќсновой этой культурной системы €вл€ютс€ некоторые поведенческие аксиомы, многие из которых кажутс€ нам незыблемыми.

Ќо они еще как зыблемы! Ћюди, живущие в других, нежели мы, услови€х, будут иметь другую культуру, базирующуюс€ на других основах. » эта друга€ культура иной раз вызывает удивление и желание перен€ть, а иной раз Ц жестокое раздражение. ƒл€ того, чтобы привыкнуть к мысли о парадоксальной, но обусловленной вполне естественными причинами разнице в культурах, стоит почитать прекрасный рассказ Ћеонида  аганова ЂЁпос хищникаї.

¬ свете всего сказанного ошибочно считать, что культура Ц это только библиотеки, художественные галереи, театры и газета Ђ ультураї ( отора€ в старое врем€ называлась еще более фантасмагорически, Ђ—оветска€ культураї). Ќа самом же деле главный пласт культуры окутывает самые простые наши инстинкты. ≈да, супружество, деторождение, работа Ц все обставлено множеством ритуалов, не постигнув которые, нельз€ стать насто€щим членом общества.  ультурологи€, наука об этих ритуалах, не только интересна, но и полезна, поскольку позвол€ет взгл€нуть на наши привычки с другой точки зрени€, а иной раз даже выжить в непривычных услови€х.

ѕечальные ритуалы, св€занные с погребением Ц последние по пор€дку в человеческой жизни, но совсем не последние по важности. » в этой области даже поверхностный взгл€д показывает, насколько разнообразны эти ритуалы. ќт мумификации тела и гигантских надгробных сооружений Ц пирамид в ƒревнем ≈гипте, до полнейшего равнодуши€ к умершим у друзов, по вере которых душа, ушедша€ из тела тут же воплощаетс€ в теле новорожденного, и потому жалеть о покойнике и ухаживать за могилой Ц не сто€щее дело. ѕривычка хоронить мертвецов под сводом церкви, прин€та€ у католиков, вызывает резкое непри€тие у евреев и мусульман. ј абхазцы, тоже мусульмане, совершенно спокойно устраивают семейное кладбище в саду дома, в котором живут. Ёто, по их мнению, защищает тела мертвых от возможного надругательства. ”ж не говор€ о диких погребальных обыча€х, прин€тых у каннибалов, о которых мы вспоминаем, когда слышим веселую песенку ¬.¬ысоцкого о том, почему аборигены съели  ука.

ћногие погребальные ритуалы, прин€тые нами в современной жизни, сформировались на огромном пространстве от »рана до —редиземного мор€ и были Ђапробированыї множеством различных народов, проживающих в этих кра€х.

”же древние греки во времена √омера раздел€ли душу и тело. ѕри этом в теле выдел€ли, как главную часть, кости, скелет.

Ќо такова уж судьба всех смертных, какой бы ни умер:

¬ нем сухожиль€ми больше не св€зано м€со с кост€ми;

¬се пожирает гор€щего пламени мощна€ сила,

“олько лишь белые кости покинутс€ духом; душа же,

¬ылетев, как сновиденье, туда и сюда запорхает.

≈ще более эффектно, нежели в этом отрывке из Ђќдиссеиї о важности костей дл€ целостности тела сказано у пророка »езекиил€.

» обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что я √осподь (»ез. 37:6).

ѕо воле Ѕога »езекииль попал на поле, усыпанное сухими кост€ми. „то еще может быть дальше от жизни? ¬ ответ на его вдохновенную проповедь кости собрались в скелеты, на скелеты наросла плоть, а потом в мертвые тела снизошел дух √осподень, и они ожили. Ќемного напоминает русские народные сказки и чудеса с мертвой и живой водой, перва€ из которых соедин€ла останки в целое тело, а втора€ Ц возвращала жизнь.

ѕоэтому у многих народов Ѕлижнего и —реднего ¬остока существовал обычай хранить кости умерших родственников, что должно было обеспечить их последующее воскрешение. ƒл€ хранени€ костей дорогих покойников в домах имелись специальные €щики или даже отдельные помещени€, которые назывались оссуари€ми. —лово это, ossuarium, происходит от от латинского слова Ђosї Ч Ђкостьї.

«ороастризм, который был распространен на территории »рана запрещал похороны или сожжение трупов. ѕоэтому персы уносили труп усопшего в специальное строение, на плоскую крышу. “ам труп находилс€ в течение года. «а это врем€ м€со истлевало или расклевывалось птицами. ¬ысохшие на ветрах и солнце кости считались чистыми. Ѕолее того, в таком виде их считали вместилищем души умершего.  ости складывали в специальные сосуды, которые размещали в склепах или же хоронили в земле. ¬ оссуари€х хоронили кости покойных также на территории —редней јзии, где в свое врем€ тоже был распространен зороастризм.

“радици€ хранени€ костей во времена ¬торого ’рама была распространена и в »удее. ѕри этом покойника хоронили дважды. ¬о врем€ первых похорон тело умершего заворачивали в саван (плащаницу) и помещали в погребальную пещеру, где оно лежало в течение года. «а это врем€ плоть истлевала, и оставались только кости. ¬ход в погребальную пещеру закрывали большим и т€желым камнем, чтобы в нее не проникли животные.

¬ Ќовом завете описано чудо воскресени€.  огда на следующий после похорон день родные и близкие пришли к погребальной пещере, они увидели, что вход в пещеру открыт, а труп »исуса исчез.  стати, не вс€ка€ семь€ могла позволить себе иметь погребальную пещеру. ƒл€ погребени€ »исуса свою пещеру предложил св€щенник »осиф јримафейский.

„ерез год происходили вторые похороны. »з погребальной пещеры извлекали кости, очищали их и мыли, после чего складывали в оссуарий Ц короб из известн€ка или глины. ¬о врем€ мыть€ костей вспоминали жизнь покойного и его дела. ќт этого обыча€ в русском €зыке (через посредство греческого) по€вилась поговорка Ђперемывать костиї. ќссуарии хранили либо в погребальных пещерах, либо пр€мо в доме. ƒл€ экономии места в один оссуарий укладывали иногда кости нескольких покойников.

Ќаходка оссуари€ Ц больша€ удача дл€ археологов. ќссуарии часто бывали подписаны снаружи. “ак были идентифицированы захоронени€ многих исторических лиц, в том числе и многих персонажей Ќового завета.  ости, хран€щиес€ в оссуари€х, дают богатый антропологический материал. ѕо ним можно установить даже внешний вид людей, живших во времена »исуса.

ќссуарии имели место и в христианскую эпоху. ќссуарии наход€тс€ во многих католических церкв€х, например, в церкви —анта-ћари€-делла- ончеционе в –име, в чешском городе —едлице (неподалеку от  утной √оры), в городе Ёвора в ѕортугалии. ќгромное костехранилище находитс€ в парижских катакомбах ѕарижа. «десь складированы (иначе не скажешь) кости более 6 миллионов человек.

ќссуарии имеютс€ и в православных монастыр€х, например, в монастыре —в€той ≈катерины на —инайском полуострове, в монастыре ћар-—аба в »удейской пустыне, а также на јфоне.  роме экономии места таким образом Ђпровер€етс€ї праведность монашеской жизни покойного. ≈сли за три года тело усопшего не разложилось до конца, его закапывают в землю и вс€ брати€ усиленно молитс€ за этого покойного.

¬ новое врем€ дл€ захоронени€ воинов, погибших в крупных сражени€х, тоже строились оссуарии. ¬ городе ѕлевене в Ѕолгарии мавзолей-оссуарий построен дл€ хранени€ костей русских и румынских солдат, погибших при осаде ѕлевны во врем€ –усско-турецкой войны 1877 Ч 1878 годов. ¬ оссуарии ƒуамон (Douaumont), построенном в 1932 году, хран€тс€ скелеты более чем 130 тыс€ч немецких и французских солдат, погибших в ѕервую мировую войну при осаде ¬ердена.


top
Halida Rojkova

Ќа территории современного ”збекистана тоже жили племена и народы, в традици€х которых были оссуарии. ¬ ћузее народов ”збекистана, есть несколько экземпл€ров, изготовленных из обожженной глины. +++

pro
Ќадежда  ћаслова

я читала о хранилище костей на јфоне, но что это так широко распространено дл€ мен€ новость. ќчень интересна€ стать€!+++

pro
—емен ÷ыгановский

¬ „ехии был с экскурсией. ¬озили нас в такое вот костехранилище, не помню, как называетс€. ¬ид удручающий и неподобающий.

spe
¬ладислав „ерных

¬ „ехии это называетс€ —едлецким костехранилищем. ÷ерквушка обильно декорирована кост€ми и черепами, причЄм декоративный материал принадлежал умершим от чумы в средневековье...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+