icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

„то такое мораль и зачем она современному человеку?

  • 1461
  • 4

„то такое мораль и зачем она современному человеку?

ќ
ќдна из них внешн€€ Ц это закон: за нарушение определенных предписаний, зафиксированных в государственных документах, следует лишение свободы, денежный штраф или предание смерти. ¬тора€ сила тоже требует соблюдени€ некоторых правил, но за нарушением их не следует практически ничего. Ёто Ц мораль.

ћораль еще называют Ђнеписанным закономї, ведь требовани€ морали не записаны ни в каких документах Ц разве что кроме св€щенных книг некоторых религий, но даже в этом случае отождествить моральный запрет с религиозным нельз€. “ак, если в запрете на употребление м€са у кришнаитов еще можно усмотреть какое-то моральное содержание (запрет на убийство животных), то запрет на употребление грибов и чеснока ничего морального в себе не содержит, но дл€ кришнаита принципиальной разницы между этими запретами нет. “очно так же дл€ христианина запрет на поклонение иным богам столь же св€щенен, как запрет на воровство, но второй запрет можно считать моральным, а второй Ц нельз€, и не только потому, что не все его признают (моральные правила тоже варьируютс€).

ќтнести то или иное правило к области морали можно в том случае, если оно регулирует отношение человека к человеку. ƒаже когда по моральным соображени€м защищают животных или неодушевленные предметы (например, архитектурные пам€тники), за этим всегда стоит человеческий образ: очеловечивание животного (именно поэтому так много приютов дл€ кошек и собак, но нет пока ни одного приюта дл€ тараканов Ц этих животных труднее очеловечить, чем млекопитающих), пам€ть предков. ¬ тех случа€х, когда религиозные предписани€ регулируют отношени€ между людьми, можно говорить о Ђхристианской моралиї, Ђмусульманской моралиї и т.п.

— соблюдением моральных предписаний ув€зываетс€ сама принадлежность к человеческому обществу, не случайно аморальных людей называют Ђизвергами рода человеческогої Ц т.е. изгнанными, Ђизвергнутымиї из человеческого общества, аннулировавшими свою принадлежность к нему.

¬опрос о нужности или ненужности морали современному человеку вызывает недоумение: разве у современного человека не возникает желаний и побуждений, став€щих под угрозу интересы других людей? –азве современному человеку никогда не хочетс€ кого-то оскорбить, ударить, разве современные женщины не загл€дываютс€ на чужих мужей? » все же современный человек ставит этот вопрос. ѕричину, пожалуй, следует искать в культе личности Ц не в том, о котором так люб€т рассуждать Ђобличителиї советской эпохи, а в культе личности как таковой.

—овременный человек любит разглагольствовать о Ђправах личностиї, Ђуважении к личностиї, Ђприоритете личностного над общественнымї. ѕри таком подходе во главу угла став€тс€ интересы отдельного человека, которые действительно могут входить в некоторое противоречие с моралью: вот € хочу эту женщину Ц а моральные предписани€ не позвол€ют мне изменить жене, вот € не выношу брюзжани€ престарелых родителей Ц а мораль предписывает мне заботитьс€ о них и демонстрировать уважение Ц словом, если мораль мешает наслаждатьс€ жизнью, Ђбрать от жизни всеї, как учит реклама, то от морали лучше отказатьс€.

Ќо тот, кто смотрит на жизнь под таким углом, как-то забывает о том, что вокруг такие же Ђсвободные личностиї, у которых есть желани€. „то, если все окружающие предпочтут отправить мораль Ђна свалку историиї? „то скажет наш Ђсвободный современный человекї, если никто не будет заботитьс€ о его интересах, если каждый поставит свои права выше его прав?

¬ сущности, идеальна€ ситуаци€ с точки зрени€ такого Ђсовременного человекаї выгл€дела бы так: € не соблюдаю моральные правила, а все остальные Ц хот€ бы в моем окружении Ц соблюдают. ќрганизовать нечто подобное не представл€етс€ возможным даже дл€ главы государства, поэтому человеку Ц даже современному Ц остаетс€ только одно: соблюдать неписанные законы морали в надежде, что окружающие сделают то же самоеЕ и не всегда надежды оказываетс€ тщетной: согласитесь, намного труднее решитьс€ обругать человека, который вежливо обратилс€ к вам.

ќтказатьс€ же от морали можно только отказавшись от человеческого общества Ц где-нибудь на необитаемом острове.


mas
ћарк Ѕлау

— последней фразой не согласен.

≈врейский мудрец √илель, который жил в начале нашей эры, сформулировал важное моральное положение:

“ам, где нет людей, постарайс€ быть человеком

≈сли вдуматьс€, это - определение морали. ћораль - то, что делает человека человеком

top
≈лена јсвойнова-“равина

ƒа, можно оставатьс€ человеком и там, где нет людей. Ќо если кто решил человеком не оставатьс€, ему придетс€ уйти от людей - как метко заметил ј.ќстровский устами цар€ Ѕеренде€: " «вери - товарищи тебе по сердцу; сердце звериное с звер€ми тешь".

mas
ћарк Ѕлау

 стати, мораль больше всего нужна именно в современном обществе, которое сводит насилие над человеком до минимума. «аставл€й правильно вести себ€ сам! Ќа Ѕога надейс€, да сам не плошай.

spe
ёли€ ƒворникова

"ѕоступай с человеком так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!" Ќа мой взгл€д, добавить больше нечего!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+