В любом оркестре – будь то симфонический или народный – вы всегда узнаете гобой по особому тембру. Иногда его называют «гнусавым», но вряд ли такое определение подходит этому теплому, страстному голосу. Такой оттенок придает тембру гобоя особая деталь – язычок, тонкая пластинка, вибрирующая под напором воздушной струи.
Еще одна особенность инструмента состоит в том, что музыкант берет в рот не мундштук, как кларнетист, а трость, состоящую из тонких упругих пластинок, которые тоже вибрируют, внося свою лепту в звукообразование. Наиболее подходящим материалом для этой трости является один из видов камыша, и качество ее не менее важно, чем качество инструмента. Перед тем, как подсоединить трость, гобоист в течение минуты отмачивает ее в воде, а затем продувает.
Как родился такой необычный инструмент, кто был его предком? «Родственников» у гобоя много – это и древнегреческий авлос, и среднеазиатская зурна, и наша русская жалейка. Нередко на таких инструментах играли пастухи – и в позднейшие времена композиторы часто вспоминали о гобое, когда нужно было изобразить пастушеский рожок – например, Г.Берлиоз в третьей части Фантастической симфонии, носящей название «В полях», или П.Чайковский в сцене письма Татьяны на словах «Пастух играет…»
Что же касается гобоя как такового, то в Европе XII века он определенно уже существовал – его изображения можно встретить на гобеленах и книжных миниатюрах той эпохи. Но гобой в современном его виде родился несколько позднее – в XVII в. Произошло это стараниями Оттерера и Филидора – французских придворных музыкальных мастеров. Они сделали расположение звуковых отверстий более точным, добавили клапаны, благодаря чему интонация стала более чистой, усовершенствовали они и трость, позволив музыкантам управлять ею посредством губ. Сделали они и еще одно нововведение, за которое, вероятно, их до сих пор благодарят гобоисты – особенно когда садятся в автобус: они сделали гобой сборно-разборным, разделив его на три части, поэтому инструмент длиною более полуметра без проблем носят в небольшом футляре.
Так родился барочный гобой, «путевку в жизнь» которому дал французский придворный композитор той эпохи Ж.Б.Люлли, включивший его в королевский оркестр в своем балете «Больной Амур». С этого времени начинается «золотой век» гобоя: для него пишут Т.Альбинони, А.Вивальди, Г.Ф.Телеман, Г.Ф.Гендель, появляется гобой и в произведениях И.С.Баха. Не обошли его вниманием и венские классики – Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен. В эпоху романтизма произведений для гобоя писали меньше – романтики предпочитали скрипку и фортепиано – но соло гобоя довольно часто появляются в симфониях и операх.
Не забыт гобой и в XX и даже в XXI веке. Если вы смотрели фильм «Звездные войны. Атака клонов», то, вероятно, помните пронзительно-трагическую тему, ставшую истинной «визитной карточкой» этого фильма – в ней тоже солирует гобой.
Музыка для гобой создается и в наше время. Хочется верить, что этот инструмент с его теплым и страстным тембром и впредь будет пользоваться вниманием композиторов.