icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

„то такое гобелен?

  • 1358
  • 1

„то такое гобелен?

√обеленЕ это слово способно вызвать самые романтические ассоциации Ц сразу представл€етс€ какое-нибудь старинное поместье, где стены непременно украшены гобеленами, передаваемыми из поколени€ в поколениеЕ —эр ¬альтер —котт даже назвал один из своих рассказов в жанре готической прозы Ђ омната с гобеленамиї Ц главный герой ночует в такой комнате и, конечно же, встречаетс€ с самым насто€щим привидением.

ƒействительно, украшать стены комнат гобеленами (как их еще называют Ц шпалерами) Ц традици€ весьма давн€€. ¬ средневековом замке это было не только красотой, но и необходимостью Ц способом защититьс€ от сквозн€ков. ѕо сути своей гобелен представл€ет собой разновидность ковра ручной работы.  овер этот безворсовый, односторонний, а главное Ц на нем есть какое-то изображение. —оздаетс€ оно пр€мо в процессе ткань€: пропуска€ нити утка через основу, мастер комбинирует нити разных цветов, в результате чего получаетс€ ковер-картина. –азумеетс€, процесс этот очень требует большого мастерства, да и немалых затрат времени Ц выткать за год больше полутора метров нереально, поэтому насто€щий гобелен ручной работы стоит очень дорого, и так было во все времена, когда существовало такое ремесло.

“кать гобелены люди научились достаточно давно Ц правда, не всегда гобелены вешали на стены. ¬ ƒревнем ≈гипте такой технике выполн€лись погребальные пелены дл€ фараонов, а в гробнице “утанхамона нашли даже одежду и перчатки, сшитые из такой ткани.   сожалению, о достоинствах ассирийских и вавилонских шпалер мы можем судить лишь по отзывам современников.

—оздавали гобелены и в ƒревней √реции Ц там этому ремеслу покровительствовала богин€ јфина. —уществовала у греков легенда о ткачихе по имени јрахна, котора€ достигла в этом искусстве такого совершенства, что рискнула вызвать богиню на сост€зание. јфина вызов прин€ла и выткала изображение своей победы над морским богом ѕосейдоном (ведь сама себ€ не воспоешь Ц никто не воспоешь), а непокорна€ смертна€ мало того, что превзошла богиню в мастерстве, так еще и выткала сценку из любовных похождений «евса. –азгневанна€ јфина ударила јрахну челноком. ¬ те времена получить удар, на который невозможно ответить, считалось позором Ц но не бить же богиню, в самом деле, и несчастна€ повесилась. Ќо јфина не была бы достойной представительницей олимпийских богов, если бы удовлетворилась смертью противницы Ц она придумала более изощренную месть. ¬ытащив јрахну из петли, богин€ сказала ей: Ђ∆иви, но ты теперь вечно будешь ткатьї Ц да и превратила несчастную в паука.

ѕроцветало искусство создани€ гобеленов и в ƒревнем  итае, и в империи инков. ¬ «ападную ≈вропу это искусство пришло с ¬остока Ц в эпоху  рестовых походов и мавританского владычества в »спании. √обелены в замках не только вешали на стены, ни и использовали в качестве перегородок, пологов дл€ кроватей, а в военных походах сооружали из них шатры дл€ знатных и богатых рыцарей. Ќо поначалу гобелены делали по заказам церквей. —амый старый из дошедших до нашего времени европейских гобеленов выткан в немецком городе  Єльне дл€ церкви св.√ереона. „аще всего на средневековых европейских гобеленах изображали исторические или библейские сюжеты, а стилистика изображений напоминает книжные миниатюры той эпохи.

ѕравда, во все описываемые эпохи никто не называл такие издели€ гобеленами. ѕо-гречески это называлось Ђтапесї, по-латыни Ц Ђтапетумї. ¬ XIV веке возникло слово Ђаррасї Ц по названию французского города, где делали €ркие гобелены с золотыми нит€ми. —лово же Ђгобеленї св€зано с мануфактурой, производившей такие издели€. ¬озникла она в начале XVII века, в то врем€ непревзойденными мастерами в этом деле считались фламандцы Ц и где бы ни по€вились фламандские мастера, их с неизменным восторгом принимали власти. ѕравда, у местных ткачей по€вление столь сильных конкурентов, но с власт€ми не поспоришь Ц особенно если фламандцам покровительствовал сам король, как это было во ‘ранции. ¬ 1601 году дл€ фламандских мастеров было выделено здание в предместье ѕарижа —ен-ћарсель. ѕринадлежало оно семейству по фамилии √огбелен, поэтому и предпри€тие стали именовать Ђмануфактурой √обеленовї. ѕродукци€ мануфактуры приобрела такую попул€рность, что все издели€ такого рода стали называть гобеленами (подобно тому, как в наше врем€ любой копировальный аппарат стали называть ксероксом, хот€ изначально это название фирмы).

¬ –оссии производство гобеленов началось при ѕетре I Ц и, конечно, поначалу они предназначались дл€ украшени€ помещений во дворце.

¬ XIX в. мода на гобелены прошла, соответственно, приходит в упадок их производство. ¬озрождение этого искусства св€зано с именем английского художника ”.ћорриса. —начала он сам освоил искусство создани€ гобленов, работа€ несколько часов в день на станке, а в 1881 году открыл в ћертонском аббатстве мастерскую. “ам изготавливали гобелены в основном на библейские сюжеты, а также по мотивам легенд о короле јртуре и рыцар€х  руглого стола.

¬ первой половине XX века подлинную революцию в художественном ткачестве соврешил французский художник ∆.Ћюрса. ќн решил, что гобелен должен не воспроизводить в точности картину, а вписыватьс€ в архитектурную среду, что потребовало уменьшени€ плотности плетени€. Ѕлагодар€ этому стало возможным повысить скорость изготовлени€ гобеленом до метра в мес€ц, а значит, гобелены стали намного доступнее по цене.

“ехника изготовлени€ гобеленов не забыта и сегодн€.  ак и в любом ремесле, существует и общедоступный Ђширпотребї, и уникальные гобелены ручной работы Ц истинные произведени€ искусства.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+