icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
ћучают вопросы? ”знай

„то такое амфора?

  • 2359
  • 9

„то такое амфора?

»
»з поколени€ в поколение рассказывают предание о древнегреческом философе ƒиогене —инопском (ок. 400Ч325 до н. э.), который проповедовал учение киников (или циников): истинный философ, познавший смысл жизни, должен ограничить свои потребности до самого необходимого минимума. ¬идать, ƒиоген познал смысл жизни. ќн отказалс€ от жизни в доме и переселилс€ в бочку.

¬прочем, вр€д ли поселилс€ ƒиоген в дерев€нной бочке. √реци€ Ц страна лесами не обильна€. ƒа и то дерево, что было в распор€жении, чаще употребл€ли на строительство кораблей, чем на сооружение жиль€ или храмов. “ем более, на изготовление Ђзатоваренной бочкотарыї. ѕосуду в ƒревней √реции изготавливали из другого материала, которого вокруг было изобилие, из глины.

√лина по-гречески называетс€ Ђкерамосї. ќтсюда происходит слово Ђкерамикаї. ¬ изготовлении керамических изделий древние греки достигли совершенства. »сторики и археологи Ц тому свидетели.  ерамическа€ посуда, изготовленна€ в ƒревней √реции, использовалась дл€ самых разнообразных целей и насчитывает более дес€тка названий. —реди них Ц пифос (или пиф) Ч большой шарообразный сосуд из обожженной глины дл€ хранени€ припасов. ¬ пифосах хранили зерно, вино, масло, и они бывали таких размеров, что в них мог залезть человек. ѕо мнению ученых, пифосы выполн€ли в ƒревней √реции роль бочек, именно в пифосе поселилс€ ƒиоген.

 ак тут не вспомнить огромные глин€ные кувшины дл€ хранени€ вина, которые изготавливали (и изготавливают) в √рузии? ¬ 1971 году ». вирикадзе сн€л короткометражный комедийный фильм Ђ увшинї про мастера, который случайно оказалс€ Ђзаключеннымї внутри такого большого кувшина. —тал, так сказать, ƒиогеном, помимо своего желани€.

—реди греческой керамики Ц гидри€.  ак говорит само название, это ведро (Ђгидраї по-древнегречески вода) . √идри€ Ц сосуд с трем€ ручками, приспособленный дл€ переноса на голове. »менно так, на голове, женщины носили воду от колодца или от источника.  ратером называли колоколообразный сосуд, в котором размешивали вино с водой.  ак известно, пить неразбавленное вино в ƒревней √реции считалось неприличным. “олько дикие варвары-скифы опускались до этого. Ќу, на то они и варвары. ќгнедышащее жерло вулкана названо кратером за сходство с широким раструбом этого сосуда. ƒл€ разлива вина использовали кувшин с трем€ усть€ми, ойхиною. ќйхино€ позвол€ла наливать вино сразу в три чаши.

–азлитое вино пили чаще всего пили не из чаш, а из килика, специального плоского сосуда, напоминающего блюдце на ножке. Ѕыли и чашки. „ашка без ручки называлась Ђфиаломї (гор€чий привет среднеазиатской пиале, название которой, оказываетс€, имеет древнегреческое происхождение). „ашку с ручкой называли Ђскифї, кубок с двум€ фигурными ручками, похожими на раскинутые крыль€ Ц Ђканфарї (жук).  ерамический кубок, изготовленный в виде звериной морды, называлс€ Ђритонї. ћаленькие флаконы назывались Ђлекифамиї (они были удлиненной формы) и Ђарибалламиї (эти были круглые)

Ќо самый известный древнегреческий керамический сосуд Ц это амфора. јмфора предназначалась не дл€ хранени€ жидких или сыпучих продуктов, а дл€ их перевозки. „асто амфоры делали ростом с человека. ƒаже форма амфоры напоминает строение человеческого тела. ” нее имеютс€ Ђустьеї, Ђшейкаї, Ђплечиї, Ђтулової и Ђножкаї.  лассификаци€ амфор впервые была произведена немецким археологом √енрихом ƒресселем (Heinrich Dressel) (1845 Ц 1920) ¬ообще следует сказать, что опытный археолог по внешнему виду амфоры может довольно четко сказать к какому времени эта амфора принадлежит.

—лово Ђамфораї происходит от древнегреческого слова Ђамфофореусї, состо€щего из слов Ђамфої, (Ђпараї) и Ђфореосї (Ђпереносчикї, Ђручкаї). ƒве вертикально расположенные ручки Ц главное отличие амфоры от других керамических сосудов. Ѕольшие амфоры обычно имели маленькую ножку. Ёто было обусловлено услови€ми перевозки на корабл€х. јмфоры помещали в трюм корабл€ в специальный €щик, наполненный песком, который выполн€л также роль балласта и делал корабль устойчивым. ” небольших амфор ножка более плоска€ и широка€, их можно было поставить на пол или на стол. “акие, домашние, амфоры покрывали узором или росписью. –оспись делали специальной краской-глазурью, котора€ при обжиге приобретала черный цвет. √лина же при обжиге краснела. ≈сли глазурью на амфоре изображали узоры или фигуры, така€ роспись называлась Ђчернофигурнойї. ѕри другом виде росписи художники делали черным фон, а фигуры или узоры получались при этом красными. “ака€ роспись называлась Ђкраснофигурнойї.

√реческа€ керамика, и в частности, амфоры завоевали весь древний мир. »х использовали по всему —редиземноморью, в том числе, в ƒревнем –име. ƒаже после падени€ –имской империи, амфоры широко примен€лись дл€ перевозки или хранени€ воды, масла, зерна и даже парфюмерии. Ќапример, в греческих городах-колони€х в  рыму найдено много амфор, датированных 9 Ц 11 веками нашей эры.


top
Halida Rojkova

 расива€ форма была придумана греками дл€ этого вида керамики, и до сих пор вызывает восхищение.

tra
јнжелика √ригорьева

ћарк, благодар€ статье, узнала интересные факты о амфоре. ¬ 5 классе € была в √осударственном Ёрмитаже, так там целый зал, где выставлены амфоры. “огда мен€ поразили различные изображени€ на амфорах. ј дома у мен€ есть ваза, котора€ в точь-точь похожа на амфору.

spe
ёли€ ƒворникова

Ќу, дл€ мен€ это вообще тема неисчерпаема! ≈сли позволите, добавлю:
ƒл€ древнего грека амфора Ц это человек. ћало того, греки считали, что амфора Ц это женщина, у амфоры женска€ сущность. ¬ древних греческих городах, расположенных на берегах „ерного мор€, в подвалах домов археологи иногда наход€т младенческие захоронени€. ћладенцев в ѕонтийской √реции хоронили так: скалываетс€ стенка амфоры, и младенец в эмбриональной позе, то есть в той позе, в какой он находитс€ в утробе матери, укладываетс€ в амфору и хоронитс€ пр€мо в подвале дома. —тало быть, дл€ греков амфора служила символом материнской утробы. ¬ древних захоронени€х кост€ки взрослых людей обнаружены в глин€ных бочках Ц пифосах. јмфора Ц это знак материнской утробы, в то же врем€ это еще и гроб, в них хорон€т. јмфору с отколотым дном греки ставили на могилу. ¬ дни поминовени€ усопших в такой сосуд наливали воду с медом Ц Ђкормилиї покойников. “ак что амфора - это надгробный пам€тник. —тало быть, амфора обладает двойной сущностью, Ц это и плодонос€щее начало, рождение, она подобна утробе матери, это и смерть, она подобна гробу. Ќожку амфоры часто покрывает зубчатый орнамент, он называетс€ УреверсоФ
¬ сущности, этот орнамент относитс€ еще к эпохе палеолита, древнекаменного века. ќн имеет свой смысл. Ёто знак воды или знак солнечного луча. ¬ данном случае это - чашелистик цветка.
” цветка (представьте себе розу) внизу есть чашелистик из зеленых листочков, из которого вырастает цветок. јмфора Ц это цветок или плод, вырастающий из такого вот чашелистика. “о есть это знак плодонос€щей природы. —тало быть, амфора - это не только человек, это еще и мир.
 лассна€, как всегда чЄтко-выверенна€ стать€!+++

spe
Ћариса ѕопруга

 ак много нового € узнала об аморах за последние несколько дней

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+