Впрочем, вряд ли поселился Диоген в деревянной бочке. Греция – страна лесами не обильная. Да и то дерево, что было в распоряжении, чаще употребляли на строительство кораблей, чем на сооружение жилья или храмов. Тем более, на изготовление «затоваренной бочкотары». Посуду в Древней Греции изготавливали из другого материала, которого вокруг было изобилие, из глины.
Глина по-гречески называется «керамос». Отсюда происходит слово «керамика». В изготовлении керамических изделий древние греки достигли совершенства. Историки и археологи – тому свидетели. Керамическая посуда, изготовленная в Древней Греции, использовалась для самых разнообразных целей и насчитывает более десятка названий. Среди них – пифос (или пиф) — большой шарообразный сосуд из обожженной глины для хранения припасов. В пифосах хранили зерно, вино, масло, и они бывали таких размеров, что в них мог залезть человек. По мнению ученых, пифосы выполняли в Древней Греции роль бочек, именно в пифосе поселился Диоген.
Как тут не вспомнить огромные глиняные кувшины для хранения вина, которые изготавливали (и изготавливают) в Грузии? В 1971 году И.Квирикадзе снял короткометражный комедийный фильм «Кувшин» про мастера, который случайно оказался «заключенным» внутри такого большого кувшина. Стал, так сказать, Диогеном, помимо своего желания.
Среди греческой керамики – гидрия. Как говорит само название, это ведро («гидра» по-древнегречески вода) . Гидрия – сосуд с тремя ручками, приспособленный для переноса на голове. Именно так, на голове, женщины носили воду от колодца или от источника. Кратером называли колоколообразный сосуд, в котором размешивали вино с водой. Как известно, пить неразбавленное вино в Древней Греции считалось неприличным. Только дикие варвары-скифы опускались до этого. Ну, на то они и варвары. Огнедышащее жерло вулкана названо кратером за сходство с широким раструбом этого сосуда. Для разлива вина использовали кувшин с тремя устьями, ойхиною. Ойхиноя позволяла наливать вино сразу в три чаши.
Разлитое вино пили чаще всего пили не из чаш, а из килика, специального плоского сосуда, напоминающего блюдце на ножке. Были и чашки. Чашка без ручки называлась «фиалом» (горячий привет среднеазиатской пиале, название которой, оказывается, имеет древнегреческое происхождение). Чашку с ручкой называли «скиф», кубок с двумя фигурными ручками, похожими на раскинутые крылья – «канфар» (жук). Керамический кубок, изготовленный в виде звериной морды, назывался «ритон». Маленькие флаконы назывались «лекифами» (они были удлиненной формы) и «арибаллами» (эти были круглые)
Но самый известный древнегреческий керамический сосуд – это амфора. Амфора предназначалась не для хранения жидких или сыпучих продуктов, а для их перевозки. Часто амфоры делали ростом с человека. Даже форма амфоры напоминает строение человеческого тела. У нее имеются «устье», «шейка», «плечи», «тулово» и «ножка». Классификация амфор впервые была произведена немецким археологом Генрихом Дресселем (Heinrich Dressel) (1845 – 1920) Вообще следует сказать, что опытный археолог по внешнему виду амфоры может довольно четко сказать к какому времени эта амфора принадлежит.
Слово «амфора» происходит от древнегреческого слова «амфофореус», состоящего из слов «амфо», («пара») и «фореос» («переносчик», «ручка»). Две вертикально расположенные ручки – главное отличие амфоры от других керамических сосудов. Большие амфоры обычно имели маленькую ножку. Это было обусловлено условиями перевозки на кораблях. Амфоры помещали в трюм корабля в специальный ящик, наполненный песком, который выполнял также роль балласта и делал корабль устойчивым. У небольших амфор ножка более плоская и широкая, их можно было поставить на пол или на стол. Такие, домашние, амфоры покрывали узором или росписью. Роспись делали специальной краской-глазурью, которая при обжиге приобретала черный цвет. Глина же при обжиге краснела. Если глазурью на амфоре изображали узоры или фигуры, такая роспись называлась «чернофигурной». При другом виде росписи художники делали черным фон, а фигуры или узоры получались при этом красными. Такая роспись называлась «краснофигурной».
Греческая керамика, и в частности, амфоры завоевали весь древний мир. Их использовали по всему Средиземноморью, в том числе, в Древнем Риме. Даже после падения Римской империи, амфоры широко применялись для перевозки или хранения воды, масла, зерна и даже парфюмерии. Например, в греческих городах-колониях в Крыму найдено много амфор, датированных 9 – 11 веками нашей эры.