icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Мучают вопросы? Узнай

Чем притягателен Восток?

  • 1493
  • 14

Чем притягателен Восток?

В
Восток привлекает своей непохожестью буквально во всем. Какую бы область общественной жизни мы не взяли, она, непременно, отличается от западной. Все, от обычаев и традиций, уходящих корнями в глубокую древность, до форм государственного устройства, со своими демократическими институтами, вызывает у европейцев нескрываемый интерес. Западный мир оглядывается на Восток как в свое недалекое прошлое, с ностальгией и трепетом, где часто мирно уживаются общепринятые нормы поведения с языческой этикой.

Восток привлекает прежде всего своей историей, которая охватывает самые большие периоды истории развития древнейших государств с 2500 года до н.э. и до наших дней, существовавших на обширной территории Северо-Восточной Африки, Передней, Южной и Восточной Азии. Дешифровка клинописных надписей, подробные исторические свидетельства античных авторов (Геродот, Диодор, Страбон) открыли возможность тщательно исследовать одну из важнейших проблем в истории человечества — проблему распада родового строя, возникновения на его развалинах и первоначального развития древнейшего рабовладельческого государства.

Восток притягивает к себе немало поклонников древней восточной литературы от любовной лирики до шедевров религиозной литературы. Для нас сохранились и индийская «Ригведа» и иранская «Авеста», Египетские «Тексты пирамид» и «Книга мертвых», месопотамский миф «Энума элиш» о сотворении мира и знаменитая эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше». И это не случайно, ассирийский царь Ашшурбанапал (669-629 гг. до н.э.) серьезно относился к созданию богатейшего книжного хранилища со всего Ближнего Востока.

Всемирная литература немыслима без поэзии персидско-таджикского поэта Рудаки (860-941); персидского поэта Фирдоуси (935-1020)-автора поэмы «Шахнаме» (994); автора «Ожерелья голубки» поэта Ибн Хазма (994-1064); персидского поэта Омара Хайяма (1048-1131), который в своих коротких рубайи воспевал вино, радость жизни; азербайджанского поэта Низами (1141-1203), снискавшего мировую славу своими поэмами «Хамсе», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», и др.; персидских поэтов Саади (1210-1292); узбекского поэта Навои (1441-1501)-автора поэм «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин» (1484); и др. А кто из нас с детства не читал знаменитый сборник арабских сказок «Тысяча и одна ночь» — также пополнивший сокровищницу мировой культуры.

Абсолютное большинство населения восточных стран исповедует ислам, который стал не просто религией, но и образом жизни, мировоззрением, правилами повседневного поведения. Исламская этика построена на запретах (харам), которые провозглашены Кораном и Сунной. К ним, например, относятся убийство, употребление свинины, спиртного, кража, прелюбодеяние. Все эти действия являются грехом, а лица, совершившие их вероотступниками. При этом некоторые запреты носят правовой характер если ислам является государственной религией.

В современных «цивилизованных» странах, обросших страшными социальными пороками, человек перестает чувствовать себя защищенным, поэтому для многих аскетизм мусульманского образа жизни является чрезвычайно притягательным. Иногда дело доходит до смены веры. Эта проблема нашла свое отражение в отечественном кинематографе. Вспомните фильм «Мусульманин» (1995) реж. В. Хотиненко.

К сожалению, ислам неоднороден, наиболее воинствующая его часть – исламские фундаменталисты (салафиты), объявившие 35 лет назад в Афганистане джихад (войну с неверными) и сегодня развернувшие халифат - «Исламское государство» в Ираке и Сирии. Основателем исламского терроризма считают Усама Бен Ладана, совершившего серию террористических актов, в том числе «11 сентября» в США, которые рассматриваются как очаг разврата, гомосексуализма, феминизма, сексуальной распущенности и т. д. Исламисты постоянно вербуют из своих сторонников «воинов Аллаха», шахидов и в этом они тоже привлекательны для некоторых людей с неустойчивой психикой и неустоявшимися взглядами.

И тем не менее, мы с завидным постоянством продолжаем выбирать для отдыха и туризма восточные страны с богатейшей историей и культурой. Человечество будет всегда восхищаться Великой историей Востока, его необыкновенной культурой, египетскими пирамидами, самой грандиозной мечетью в Объединенных Арабских Эмиратах, мечетью Айя-Софии в Турции - символом золотого века Византии, мавзолеем-мечетью Тадж-Махал в Индии, Мертвым морем в Иордании и т.д.

И сколько бы раз мы не были на Востоке, нас неизменно будут притягивать миражи песчаных просторов, шум ярких восточных базаров, ароматы восточных масел,традиционные восточные сладости и зазывная молитва муэдзина.

top
Halida Rojkova

Не зря же Есенин так бредил Востоком и сожалел о том, что никогда не был на Босфоре.+++

mas
Марк Блау

Евгений, судя по статье, Востоком называет Ближний и Средний Восток (по Афганистан включительно). У меня, как у жителя этого Востока, свой ответ. Привлекательность Востока определялась его богатством по сравнению с нищей (в Средние века) Европой, не имевшей даже золота, чтобы расплачиваться за восточные богатства. Платили, в основном, рабами и древесиной (деревянными, так сказать, франками).

Халида, с поездкой Есенина на Восток - смешной случай. Тогда на территории Персии существовала Гилянская Советская Республика, с которой из Баку поддерживали связь и возили "гуманитарную помощь" на подводах. Будучи в Баку и узнав об этом, Есенин стал проситься, чтобы и его взяли в Персию, поглядеть, как там. Ему отказывали, он настаивал. В конце концов, положили поэта в подводу, накрыли брезентом и приказали не высовываться. По приезде в Гиляндию запретили из-под брезента вылезать. Так он и провел день в Персии и вернулся назад. Мораль: для того, чтобы писать хорошие стихи, не надо на все смотреть своими глазами. Иной раз выдумка притягательнее реальности.

mas
Марк Блау

А иллюстрация объясняет, почему во Франции запретили бурку (хиджаб). Кто это - женщина или молодой парень? То ли хитрый девичий взгляд, то ли любопытный шпионский? Гюльчатай, покажи личико!:)

mas
Евгений Багдерин

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне...
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

mas
Евгений Багдерин

Марк, я тоже задумывался над тем о каком Востоке писать? Возьми любой вузовский учебник. Восток там от Карфагена до Индонезии. Все- таки классический Восток это весь арабский мир

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+