icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мучают вопросы? Узнай

Чем опасен дилетант?

  • 515
  • 9

Чем опасен дилетант?

П
Представьте себе такую картину – приходит человек в больницу и заявляет: «Возьмите меня на работу хирургом! Правда в медицинском институте я не учился, но книжки кое-какие почитал, на курице потренировался – думаю, я справлюсь!» Разумеется, в действительности такого не происходит, а если и произойдет, над таким человеком в лучшем случае посмеются, в худшем – отправят в другое медицинское учреждение в сопровождении санитаров. Всем понятно, что в такой сложной и опасной области, как медицина, не место дилетанту – человеку, занимающемуся какой-либо деятельностью без должно профессиональной подготовки. А вот в других областях человеческой деятельности дилетантов встретить можно.

Справедливости ради следует заметить, что не всегда деятельность дилетантов сводится к «ломанию дров». Например, в музыкальной жизни эпохи романтизма исполнители-дилетанты играли немалую роль – правда, это были люди знатного происхождения, которым социальные предрассудки не позволяли сделать музыку своей профессией. Дилетантами были такие известные композиторы, как Алябьев, Варламов, Гурилев, не было консерваторского образования у М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова (правда, Н.Римского-Корсакова в конечном итоге стали тяготить пробелы в образовании, он почувствовал, что специальных музыкальных знаний ему не хватает и начал самостоятельно изучать консерваторские предметы, и достиг в этом такого успеха, что впоследствии стал преподавателем консерватории… но М.Мусоргский считал его «бездушным изменником»). Не был профессиональным астрономом У.Гершель, открывший планету Уран – и это далеко не единственный пример вклада астрономов-любителей в науку… примечательно, что таких людей предпочитают называть именно «астрономами-любителями», «композиторами-самородками», а не дилетантами. У слова «дилетант» оттенок отчетливо негативный.

Граница между «любителями-самородками» и дилетантами смещается с течением времени, по мере накопления информации человечеством. На примере той же астрономии можно сказать, что все, что можно было открыть с помощью любительского телескопа, уже открыто – а дальнейшие исследования требуют глубоких специальных знаний. Столь же сложно (если сказать – невозможно) интуитивно сориентироваться в современном многообразии музыкальных форм и стилей, приемов инструментовки и т.п., а исполнительская техника достигла таких высот, что освоить ее нельзя, не посвятив этому всего себя – т.е. не став профессиональным музыкантом (а попытки освоить такую технику самостоятельно, методом проб и ошибок, с большой долей вероятности приведут к травме руки).

Но если от дилетанта нет пользы – может, и вреда нет? К сожалению, это не так. Пример очень опасного дилетанта – небезызвестный Н.Басков. Вспоминается очень деликатное высказывание знаменитой оперной певицы Г.Вишневской об этом, с позволения сказать, певце: «Данные есть, но мальчику надо учиться». Учиться «мальчик» не захотел – вышел на большую сцену недоучкой, без вокальной школы. Остается только догадываться, сколько начинающих слушателей в результате уверилось, что бельканто – это что-то вроде мяукающей кошки.

Одна из любимых «областей действия» дилетантизма – лженаука. При этом дилетант вполне может иметь научные регалии – в условиях узкой специализации, характерной для современной науки (опять же связанной с большим объемом накопленной информации), значение имеет конкретная научная специальность. Например, небезызвестный академик Н.Фоменко был профессионалом в области математики – но решил заняться историей, и в результате родилась совершенно лженаучная «новая хронология». Кстати, в разоблачении этой «теории» большую роль сыграли астрономы – к этой науке Н.Фоменко при построении своей хронологии тоже подошел как дилетант… Изыскания подобных «дилетантов от науки» будоражат умы, заслоняют от широкой публики истинное научное знание. Ситуация усугубляется тем, что дилетант – в отличие от настоящего ученого, настоящего художника – всегда характеризуется исключительной самоуверенностью: он – гений, а все, кто его не «ценит по достоинству» – отсталые мракобесы.

Пожалуй, самую точную характеристику такого явления, как дилетантизм, мы находим в басне И.Крылова «Щука и кот»:

«…кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней;

Он лучше дело все погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета».

mas
Марк Блау

Ковчег построил любитель, профессионалы построили "Титаник"

spe
Юлия Дворникова

Вот интересно, подобное праздничное украшение по всему городу кто развесил, профессионал или дилетант? Или это любительский намёк на светлое недалёкое будущее?

deb
Светлана Осс (Тапчик)

Опасен не дилетант, выходит, а его зазнайство и восхищение собой тогда, когда он еще не обучен, но понимает - он самородок. В итоге искажение понятий о чем либо, что представил дилетант, так как талант есть, а отточенности навыка нет.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии


выбор читателя

Выбор читателя

16+