icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

„ем невмы отличаютс€ от нот?

  • 836
  • 3

„ем невмы отличаютс€ от нот?

≈сли бы мы пожелали перечислить величайшие изобретени€ человечества, то одно из почетных мест в этом р€ду, несомненно, зан€ла бы запись музыки Ц нет, не звукозапись, котора€ по€вилась на исторической сцене совсем недавно (немногим более ста лет назад), а запись с помощью знаков. »менно она сохранила дл€ нас шедевры ¬.ј.ћоцарта и Ћ.Ѕетховена, ».—.Ѕаха и √.‘.√ендел€, мессы √ийома де ћашо, сирвенты Ѕертрана де ЅорнаЕ да что там Ц даже древнегреческую музыку мы сегодн€ можем услышать (немного, правда Ц всего одиннадцать мелодий Ц но это лучше, чем ничего). –азве могло бы все это великолепие сохранитьс€ в устной традиции?

—егодн€, когда говор€т о записи музыки, обычно представл€ют себе ноты, которые каждый видел хот€ бы на уроках музыки в общеобразовательной школе Ц у учител€: стан из п€ти линеек, в начале его особый знак Ц ключ, указывающий ту или иную Ђточку отсчетаї, а на линейках Ц собственно ноты в виде белых и черных кружочков с палочками-штил€ми разного вида или без них, иногда Ц с дополнительными знаками (точками, продлевающими ноту в полтора раза, диезами, повышающими на полтона, или бемол€ми, настолько же понижающими). ¬се это дополн€етс€ разнообразными обозначени€ми, указывающими, в какую сторону скрипач должен повести смычок, где пианисту вз€ть и сн€ть педаль, сыграть св€зно или отрывисто и т.п. Ќо не всегда запись музыки была такой!

ћожно сказать, что зарождение знаков дл€ записи музыки в европейском —редневековье было св€зано с самой логикой музыкального искусства. ¬озьмите одну ноту на любом инструменте Ц что она вам говорит? ƒа ничего Ц звук и звук, хот€ при наличии специальных приборов вы могли бы установить частоту его колебанийЕ но если рассматривать не с физической, а с человеческой точки зрени€ Ц такой звук остаетс€ пустым. Ќо соедините его с соседним, расположенным ниже (на фотрепиано это будет клавиша другого цвета) Ц и вы услышите нечто жалобное, теперь сыграйте тот же звук и другой, расположенный четырьм€ ступен€ми выше Ц и зазвучит призыв, напоминающий о гимнах и военных маршахЕ а ведь мы соединили только две ноты! Ќе высота отдельного звука в музыке несет смысл, а их сочетание, соотношение. » когда люди нащупывали способы фиксации музыки, они в первую очередь пытались зафиксировать именно это: куда и насколько Ђдалекої движетс€ мелоди€.

 онечно, в первую очередь эта проблема касалась церковных певчих Ц не будет же, в самом деле, кресть€нин записывать песню, которую он напевает, ид€ за плугом (он вообще писать не умеет, да и не нужно ему это в услови€х натурального хоз€йства). ј вот певчие с регентом (дирижиром церковного хора) об€заны знать множество песнопений Ц дл€ литургии, утрени, всенощной, дл€ рождественской и пасхальной службыЕ как тут все запомнить?  онечно, на регенте лежит главна€ ответственность Ц и первоначально онЕ замен€л собою ноты!

ѕредставьте себе человека, который стоит перед хором и показывает руками, вверх или вниз повести голос, на соседний звук или через нотуЕ именно так выгл€дело хоровое дирижирование в соборах ≈вропы в раннем —редневековье! Ќо даже такой способ предъ€вл€л слишком большие требовани€ к человеческой пам€ти и затрудн€л передачу информации от учител€ к ученику при подготовке новых регентов и певчих. » вот кому-то пришла в голову мысль Ц схематически изобразить движени€ рук регента на пергаменте, дл€ пущего удобства Ц пр€мо над текстами песнопений!

¬от так и родилс€ способ музыкальной записи, который назвали невменной нотации. Ќазвание Ђневмаї как раз и означает Ђкивокї или Ђзнакї, что отражает их происхождение. —уществовала подобна€ система записи и в православной церкви, на –уси их называли Ђзнаменамиї (что тже изначально означает Ђзнакї). ћы не знаем имени того гени€, который впервые записал духовное песнопение невмами, но самый древний образец такой записи хранитс€ в ћюнхене, написан он где-то между 817 и 835 годами.

Ќевменна€ нотаци€ верой и правдой служила церковному пению, но всегда ощущались ее недостатки. ¬о-первых, систем было много, они противоречили друг другу Ц а это всегда затрудн€ет коммуникацию. ј главное, така€ система показывала направление и характер движени€ мелодии, но не отражала точной высоты звуков. ¬от € вижу, что нужно повести голос вниз на соседнюю ступень Ц а с какого звука начать? ј начинать откуда попало небезопасно Ц можно и Ђпетуха датьї в самый неподход€щий момент, прихожане до следующего воскресени€ сме€тьс€ будут!

¬от этим ноты, которыми мы пользуемс€ сейчас, и отличаютс€ от средневековых невм: они показывают точную высоту звука. “акие ноты создал в начале XI века италь€нский монах √видо дТјреццо Ц в монастыре, где подвизалс€ √видо, благодар€ его нововведению обучение певчих сократилось от нескольких лет до считанных мес€цев!

¬последствии другие музыканты-теоретики в разное врем€ дорабатывали систему, предложенную √видо, в результате ноты стали точно фиксировать не только Ђпространственную координатуї музыкального звука Ц высоту Ц но и Ђвременнуюї, т.е. длительность. ¬ отличие от невм, така€ система позволила фиксировать все элементы музыкальной фактуры с предельной точностью, и Ђзолотой векї музыки человечество встретило во всеоружии.


mas
ћарк Ѕлау

ќчень грамотна€ стать€. ѕрочел с большим интересом.

top
≈лена јсвойнова-“равина

—емен, названи€ нот тоже придумал √видо - это начальные слоги молитвы св.»оанну (разумеетс€, по-латыни - как все у католиков), котора€ был своего рода "профессиональным гимном" средневековых певчих.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+