Как явствует из названия, это книга о том, как «строить дом» – разумеется, не здание, а дом в широком смысле – в том, который имеют в виду, когда говорят о «дружбе домами» – как строить семью и хозяйство, строить свою жизнь.
Книга в общей сложности содержит 67 глав, и первые 15 посвящены теме, с которой у наших современников проблем больше всего – «Как веровати». Довольно большой раздел носит название «Как царя чтити» – это наши современники тоже не очень-то склонны примерять на себя, предпочитая рассуждать на тему «что государство мне должно»… но можем ли мы пропустить эти разделы, читая «Домострой»? Нет, не можем! И не только потому, что отказаться от веры и государства не получится в любом случае. В «Домострое» семья, государство и Церковь предстают как три части единого целого: семья – «ячейка» государства и Церкви, она готовит человека к служению царю и Богу, царю надо служить так же искренне и верно, как Богу. С другой стороны, семья оказывается как бы «уменьшенным отражением» этих отношений. Современный человек забывает об этом – потому-то он может рассуждать, что ему должно государство, что ему должен Бог – а потом удивляться, когда подросший сын заявляет, что родители должны «отмазать» его от армии, должны купить «Мерседес», должны то, должны се.
Но, конечно, говоря о «Домострое», чаще всего вспоминают ту его часть, которая посвящена семейным отношениям. В качестве основы здесь предстает безусловное повиновение главе семьи – мужу и отцу. Достижимо ли это в современном мире? Пожалуй, что нет. В те времена, как правило, не возникло ситуаций, когда бунт против мужа или родителей необходим – не было такого, чтобы отец сыну или дед внуку запрещал веровать и посещать храм… но, к счастью, критические ситуации возникают не каждый день, в мирной же повседневности повиновение жены мужу, тем более – детей отцу вполне возможно. Учитывая, что женщины в целом более гибки, более склонны к поиску компромиссов – это единственный способ сохранить мир в доме. Именно поэтому жене предлагается обо всем советоваться с мужем и ничего не предпринимать без его согласия.
В случае неповиновения и жену, и детей рекомендуется наказывать… следовать ли этому сейчас? В отношении жены, наверное, нельзя: все-таки в наше время воспитание детей во многом определяется авторитетом матери, с которым такие наказания будут несовместимы, а вот наказывать детей определенно стоит. Сколько бы ни говорили современные «продвинутые» психологи о «педагогике сотрудничества», о «субъектно-субъектных отношениях», все равно никуда мы не денемся от иерархичности: нет иерархии – нет воспитания, если родитель становится в одну позицию с ребенком – у ребенка нет причин принимать его наставления, и наказание – один из способов поддержания иерархичности.
Конечно, наказание сейчас не может выглядеть так, как рекомендует «Домострой» – не может быть физическим: во-первых, это чревато лишением родительских прав, во-вторых, в те времена и взрослые решали споры силой несколько чаще, чем сейчас – такие перемены надо учитывать. Но стоит прислушаться к другому совету «Домостроя»: наказывать (и ребенка, и жену) надо наедине, а не прилюдно… мамаши, обзывающие детей последними словами в магазинах и маршрутках, это сказано для вас (слово ведь тоже может играть роль наказания)! Да и кричать прилюдно на жену (или мужа) тоже не стоит – все отношения выясняем дома, без посторонних.
Пожалуй, невозможно в полной мере реализовать сегодня те требования, которые «Домострой» предъявляет к женщине: на ней полностью лежит все домашнее хозяйство. Большую часть вещей надо изготавливать самостоятельно, покупать только самый необходимый минимум. Это значит, например, что одежду надо изготавливать от и до – начиная с обработки шерсти или льна и кончая пошивом… В современных условиях это невозможно – слишком изменилось материальное производство, но научиться шить или вязать вполне можно и в наше время! А вот взвалить домашние дела на одну только женщину уже нельзя – ведь наши современницы работают наравне с мужьями, чтобы прокормить и себя, и детей.
Посмотрим теперь на последнюю главу «Домостроя». Она представляет собой наставление Сильвестра своему сыну Анфиму. Сильвестр рассказывает, как он освободил всех своих рабов, как выкупал чужих, чтобы освободить, как воспитал множество сирот… Освобождение рабов в наше время, конечно, не актуально, но в целом примеры последователей Сильвестра есть, кажем, священник Николай Стремский из Оренбургской области. В 1992 году они с женой, будучи бездетными, усыновили пятерых детей, через некоторое время решили усыновить еще двоих, но вышло так, что взяли семерых… через три года у супругов Стремских уже было 36 детей, а позднее – 70. Конечно, это подвиг – а подвиги доступны не всем, но в сущности, это одно из проявлений того идеала служения и любви, на который ориентирует в том числе и «Домострой». И ориентация на этот идеал вполне достижима в современности!