icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћучают вопросы? ”знай

ј не пора ли вернутьс€ к ƒомострою?

  • 888
  • 9

ј не пора ли вернутьс€ к ƒомострою?

ƒ
Ђƒомостроевецї Ц таким прозвищем нередко Ђнаграждаютї мужчин, демонстрирующих диктаторские замашки в отношении своих жен и даже просто возлюбленных. ѕрозвище это имеет отчетливо презрительный оттенок Ц этакое Ђживое ископаемоеї, пытающеес€ примен€ть в современности давно изжившие себ€ принципы.  нига под названием Ђƒомостройї действительно была написана довольно-таки давно Ц в XVI веке, и написал ее, как предполагают, известный политический де€тель той эпохи Ц св€щенник —ильвестр, но действительно ли ее идеи безнадежно устарели?

 ак €вствует из названи€, это книга о том, как Ђстроить домї Ц разумеетс€, не здание, а дом в широком смысле Ц в том, который имеют в виду, когда говор€т о Ђдружбе домамиї Ц как строить семью и хоз€йство, строить свою жизнь.

 нига в общей сложности содержит 67 глав, и первые 15 посв€щены теме, с которой у наших современников проблем больше всего Ц Ђ ак вероватиї. ƒовольно большой раздел носит название Ђ ак цар€ чтитиї Ц это наши современники тоже не очень-то склонны пример€ть на себ€, предпочита€ рассуждать на тему Ђчто государство мне должноїЕ но можем ли мы пропустить эти разделы, чита€ Ђƒомостройї? Ќет, не можем! » не только потому, что отказатьс€ от веры и государства не получитс€ в любом случае. ¬ Ђƒомостроеї семь€, государство и ÷ерковь предстают как три части единого целого: семь€ Ц Ђ€чейкаї государства и ÷еркви, она готовит человека к служению царю и Ѕогу, царю надо служить так же искренне и верно, как Ѕогу. — другой стороны, семь€ оказываетс€ как бы Ђуменьшенным отражениемї этих отношений. —овременный человек забывает об этом Ц потому-то он может рассуждать, что ему должно государство, что ему должен Ѕог Ц а потом удивл€тьс€, когда подросший сын за€вл€ет, что родители должны Ђотмазатьї его от армии, должны купить Ђћерседесї, должны то, должны се.

Ќо, конечно, говор€ о Ђƒомостроеї, чаще всего вспоминают ту его часть, котора€ посв€щена семейным отношени€м. ¬ качестве основы здесь предстает безусловное повиновение главе семьи Ц мужу и отцу. ƒостижимо ли это в современном мире? ѕожалуй, что нет. ¬ те времена, как правило, не возникло ситуаций, когда бунт против мужа или родителей необходим Ц не было такого, чтобы отец сыну или дед внуку запрещал веровать и посещать храмЕ но, к счастью, критические ситуации возникают не каждый день, в мирной же повседневности повиновение жены мужу, тем более Ц детей отцу вполне возможно. ”читыва€, что женщины в целом более гибки, более склонны к поиску компромиссов Ц это единственный способ сохранить мир в доме. »менно поэтому жене предлагаетс€ обо всем советоватьс€ с мужем и ничего не предпринимать без его согласи€.

¬ случае неповиновени€ и жену, и детей рекомендуетс€ наказыватьЕ следовать ли этому сейчас? ¬ отношении жены, наверное, нельз€: все-таки в наше врем€ воспитание детей во многом определ€етс€ авторитетом матери, с которым такие наказани€ будут несовместимы, а вот наказывать детей определенно стоит. —колько бы ни говорили современные Ђпродвинутыеї психологи о Ђпедагогике сотрудничестваї, о Ђсубъектно-субъектных отношени€хї, все равно никуда мы не денемс€ от иерархичности: нет иерархии Ц нет воспитани€, если родитель становитс€ в одну позицию с ребенком Ц у ребенка нет причин принимать его наставлени€, и наказание Ц один из способов поддержани€ иерархичности.

 онечно, наказание сейчас не может выгл€деть так, как рекомендует Ђƒомостройї Ц не может быть физическим: во-первых, это чревато лишением родительских прав, во-вторых, в те времена и взрослые решали споры силой несколько чаще, чем сейчас Ц такие перемены надо учитывать. Ќо стоит прислушатьс€ к другому совету Ђƒомостро€ї: наказывать (и ребенка, и жену) надо наедине, а не прилюдноЕ мамаши, обзывающие детей последними словами в магазинах и маршрутках, это сказано дл€ вас (слово ведь тоже может играть роль наказани€)! ƒа и кричать прилюдно на жену (или мужа) тоже не стоит Ц все отношени€ вы€сн€ем дома, без посторонних.

ѕожалуй, невозможно в полной мере реализовать сегодн€ те требовани€, которые Ђƒомостройї предъ€вл€ет к женщине: на ней полностью лежит все домашнее хоз€йство. Ѕольшую часть вещей надо изготавливать самосто€тельно, покупать только самый необходимый минимум. Ёто значит, например, что одежду надо изготавливать от и до Ц начина€ с обработки шерсти или льна и конча€ пошивомЕ ¬ современных услови€х это невозможно Ц слишком изменилось материальное производство, но научитьс€ шить или в€зать вполне можно и в наше врем€! ј вот взвалить домашние дела на одну только женщину уже нельз€ Ц ведь наши современницы работают наравне с мужь€ми, чтобы прокормить и себ€, и детей.

ѕосмотрим теперь на последнюю главу Ђƒомостро€ї. ќна представл€ет собой наставление —ильвестра своему сыну јнфиму. —ильвестр рассказывает, как он освободил всех своих рабов, как выкупал чужих, чтобы освободить, как воспитал множество сиротЕ ќсвобождение рабов в наше врем€, конечно, не актуально, но в целом примеры последователей —ильвестра есть, кажем, св€щенник Ќиколай —тремский из ќренбургской области. ¬ 1992 году они с женой, будучи бездетными, усыновили п€терых детей, через некоторое врем€ решили усыновить еще двоих, но вышло так, что вз€ли семерыхЕ через три года у супругов —тремских уже было 36 детей, а позднее Ц 70.  онечно, это подвиг Ц а подвиги доступны не всем, но в сущности, это одно из про€влений того идеала служени€ и любви, на который ориентирует в том числе и Ђƒомостройї. » ориентаци€ на этот идеал вполне достижима в современности!


mas
ћарк Ѕлау

Ћюбой возврат к прошлому, даже полезному когда-то прошлому, бесполезен.

spe
¬ладислав „ерных

√овор€т, во времена оны иноземцы, попавшие на –усь, бывали очень удручены скверным качеством русской пищи.  то мог - выписывал с родины поваров, чтобы не зависеть от местной готовки. ƒаже дипломаты, которым поставл€лась еда с царЄвой кухни, воротили нос и отдавали привезЄнное чел€ди. Ѕеда была в том, что ƒомострой советовал сначала пускать в дело подпорченные припасы, а свежие продукты "сберегать и дальше" (ну чтобы и они благополучно сгнили). “ак свежатинки попробовать и не доводилось. ј вообще-то мне в этом замшелом пам€тнике русского благочести€ больше всего кулинарна€ часть поражала - вот, к примеру, меню на ¬еликий пост: "¬ ¬еликий пост к столу подают: хлебцы постные, икру паюсную, икру осетровую зернистую, икру осетровую свежую, икру стерл€жью, ксени щучьи с шафраном, кашку с белорыбицей, ксени лососиные, ксени щучьи черные, кашку с судаком, кашку стерл€жью, кашку севрюжью, кашку белужью свежую, ксени осетровые свежие, ксени белужьи слабосоленые, ксени осетровые и белужьи сушеные, снетки, сущик, пласти карасевые и €зевые, икру вареную, икру жареную в масле, пупки сухие осетровые, пупки слабосоленые, визигу в уксусе, стерл€дь бочковую, €зыки рыбьи вымоченные, стерл€дь в€леную, тешу осетровую, тешу белужью, €зыки белужьи, осетрину шехонскую, лапшу гороховую, пшено с маковым маслом, целый горох, горох дробленый, двойные щи, блины, да пироги с луком, да левашники, да пироги подовые с маком, да кисели сладкие и пресные." Ёй, кто там в пост овс€нку на воде с квашеной капусткой кушает? Ќе блюдЄте вы заветы предков! )))

tra
јнна ѕольна€

—ама стать€ очень хорошо написана, информативно, со многими аргументами и фактами. Ќо вот с содержанием согласитьс€ не могу. Ќе служить рожден человек, не подчин€тьс€ и быть наказуемой родилась женщина, с детьми нужно общатьс€ на равных, а не свысока. Ёто, естественно, исключительно мое личное мнение. ≈сли люд€м комфортно жить по таким усто€м - слава всему. Ќо дл€ себ€ € это не приемлю. «а статью ++

spe
¬ладислав „ерных

ёли€, это не мной, это попом —ильвестром!))) „увствуетс€, что служитель культа знал толк в благах земных!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+