Пост этот строгий. Это означает абсолютный запрет на мясо, яйца и молочные продукты в течение всего поста – и некоторые другие запреты.
Наибольшей строгостью отличаются среды и пятницы, являющиеся постными днями даже в обычное время: в эти дни полагается есть только пищу без масла, не подвергшуюся термической обработке (т.н. сухоядение). По понедельникам – можно есть горячую пищу, но без масла. Менее строг пост по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям – дозволяется кроме горячей растительной пищи с растительным маслом также рыба и даже вино (разумеется, не до такой степени, чтобы почувствовать опьянение!). Таким же образом ослабляется пост 4 декабря – в праздник Введения во храм Пресвятой богородицы, на какой бы день недели он не приходился.
С 20 декабря пост становится более строгим – сухоядение предписывается ещё и по понедельникам, а рыба дозволяется только в субботу и воскресение.
Последние дни поста – со 2 января до конца – самые строгие: по вторникам и четвергам исключается растительное масло, в субботу и воскресение исключается рыба и вино.
И, наконец, в сочельник – накануне Рождества – дозволяется есть только сочиво (откуда, собственно, и происходит название – сочельник): сладкую кашу (когда-то её варили из пшеницы, сейчас варят и из риса, и из любой другой крупы) – разумеется, без молока.
Выдержать такой пост достаточно сложно – но не пугайтесь: так постятся монахи. От мирян такого строгого поста никто в обязательном порядке не требует (тем более в наше время, когда практически нет здоровых людей). Пост требует индивидуального подхода – и тут нужно чётко представлять себе, для чего нужен пост.
А для чего он существует?
Злые языки поговаривают, что традиция религиозных постов связана с тем, что при длительном воздержании от белковой пищи у человека снижается критичность мышления и повышается внушаемость – но, разумеется, в действительности назначение поста совсем иное. Как сказал один православный священник, «пост – это духовный тренажёр». Всем известна выстроенная психологами «пирамида потребностей», в которой потребность более высокого уровня может быть удовлетворена, только если удовлетворяются потребности более низкого уровня. В основании пирамиды – потребность в пище: не удовлетворяется она – вообще ничего не будет… Вот и борьбу с самим собой, с искушением, с собственной невоздержанностью надо начинать «снизу», с основания «пирамиды»: чтобы воздерживаться от греховных поступков и тем более – мыслей, научись сначала самому простому – ограничивать себя в пище.
Если вы способны соблюдать пост в полном соответствии с уставом – прекрасно, но если у вас какие-то проблемы со здоровьем или вы заняты тяжёлым физическим трудом – не рискуйте, иначе можете на первой же неделе попасть в больницу, и тогда придётся вообще отказаться от поста. Прежде, чем начинать поститься, посоветуйтесь не только со священником, но и с врачом: от чего вы сможете отказаться безболезненно, а от чего нет.
Чтобы пост действительно был «духовным тренажёром», целесообразно отказаться и от такой пищи, которая формально скоромной не является, но лично вам доставляет удовольствие – и отказаться от неё будет трудно (я по такому принципу отказываюсь от горького шоколада, например). И уж совершенно недопустимо есть во время поста т.н. соевое мясо: всё равно полноценной замены мясу настоящему оно не даст – а смысл поста такой самообман сводит на нет.
И конечно, даже постной пищей недопустимо объедаться.
Ограничиваться одним только пищевым воздержанием, разумеется, нельзя: откажитесь от каких-либо удовольствий, не связанных с едой (например, от телевизора или компьютерных игр). Что касается такого деликатного вопроса, как воздержание от супружеского ложа, то тут надо помнить принцип «по взаимному согласию»: если видите, что супруг категорически не согласен, то лучше уступить ему, чем провоцировать конфликт.
Конфликты во время поста вообще недопустимы. Следует учитывать, что адаптация организма к «вегетарианской диете» часто сопровождается немотивированной агрессией (а у некоторых людей она может затянуться даже на всё время поста) – помните о такой опасности и постарайтесь дать себе установку на преодоление этого состояния.
Особая проблема в Рождественский пост – Новый год (до революции, когда Рождество праздновали 25 декабря, никаких сложностей не возникало, а сейчас – такая вот ситуация). Стесняться соблюдения поста, нарушать его в угоду кому-то не следует. Но не стоит и афишировать, и тем более – демонстративно противопоставлять себя тем, кто пост не соблюдает. Так, если не удаётся во время поста избежать походов в гости или присутствия на корпоративных вечеринках, то лучшая тактика – тихо-мирно есть что-нибудь постное (наверняка найдётся на праздничном столе какой-нибудь овощной салатик с маслом, маринованные огурцы или солёные грибы) – и, разумеется, не напиваться – а если кто-то спросит, почему вы не едите то или это, просто сказать: «Потому, что я соблюдаю пост». В принципе, вас должны понять… а если не поймут и начнут изводить по этому поводу – напомните, что свобода вероисповедания в нашей стране гарантируется Конституцией.
И ещё один момент: пост следует проводить в молитве, а не у плиты! Поэтому не следует превращать пост в демонстрацию изысков вегетарианской кухни – готовьте что-нибудь самое простое, с чем не придётся провести целый день за кастрюлями. В качестве примера можно привести рис по-монастырски: 2 стакана риса залить 4 стаканами воды, варить 15 минут; лук репчатый мелко порезать, морковь натереть на крупной тёрке, пассеровать в подсолнечном масле, добавить рис, перемешать, посолить, заправить томатной пастой и некоторое время потушить под крышкой. Как видите, ничего сверхъестественного, приготовите вы это меньше, чем за час, а оставшееся время употребите на что-то душеполезное.