icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ƒмитрий Ќеткачев
–абота, карьера, бизнес

 то такой доцент

  • 33597
  • 20

 то такой доцент

—огласно ”ставу ¬ысшей Ўколы доцент Ц это ученое звание, которое присваиваетс€ преподавател€м высших учебных заведений при нескольких услови€х:

Х наличие ученой степени кандидата или доктора наук;

Х наличие опыта преподавани€ в вузе более года;

Х наличие научно-педагогического стажа не менее п€ти лет;

Х написание не менее одной научной статьи после защиты диссертации на присвоение ученой степени кандидата или доктора наук;

Х написание методического указани€ по одной из дисциплин, читаемых на кафедре, где в дальнейшем и предполагаетс€ последующа€ работа преподавател€.

ѕредставленный перечень €вл€етс€ об€зательным. ¬ысша€ аттестационна€ комисси€ также предусматривает присвоение ученого звани€ доцента и специалистам с высшим образованием, имеющим большой производственный стаж на производстве, привлекаемым к педагогической работе в вузе, но реальных примеров таких доцентов в моем окружении не было.

Ќа самом деле мечта стать доцентом имеетс€ у молодых ассистентов, приход€щих на кафедру после окончани€ института или после завершени€ обучени€ в аспирантуре. ƒоцент имеет довольно много прав, при определенных услови€х он может быть избран на должность заведующего кафедрой, стать деканом факультета, начать руководство научной работой аспирантов. —читаетс€, что доцент Ц это промежуточна€ ступень дл€ достижени€ заветной должности профессора, а в перспективе и академика.

Ќе все так просто, как кажетс€ в начале научной де€тельности. ќчень важен выбор темы дл€ последующего научного исследовани€ и написани€ диссертации. ≈ще более важным €вл€етс€ выбор научного руководител€. ≈го место и статус в вузе во многом определ€ет перспективы защиты диссертации. –еальные примеры из жизни доказывают, что вызывающий характер определенного научного руководител€ отрицательно действует на реальность защиты кандидатской диссертации. –уководитель-добр€к, пусть даже с меньшими научными амбици€ми дает дорогу своим соискател€м гораздо легче.   сожалению, добр€ки редко представл€ют пионерские направлени€ развити€ науки и техники, они используют довольно известные направлени€, где сложно подготовить оригинальную научную работу.

’ороший доцент читает до 150 часов лекций по определенным дисциплинам в течение года. ќн также проводит лабораторные и практические зан€ти€, руководит курсовыми и дипломными проектами. ќдной из об€занностей доцента €вл€етс€ кураторска€ де€тельность в одной из студенческих групп, а также регул€рные дежурства в общежитии студентов. «а это ежегодно предоставл€етс€ оплачиваемый отпуск в 48 рабочих дней. «аработна€ плата профессорско-преподавательского состава, наконец, стала понемногу расти, но престиж резко упал в начале дев€ностых годов прошлого века.

ѕерспективный доцент еще ведет и насто€щую научно-исследовательскую работу, посто€нно пишет статьи в сборники научных трудов вузов и тематические журналы. —егодн€ легко публиковать свои работы не только на территории своего государства, их можно послать в зарубежные журналы. ¬ этом случае набираетс€ приличный список опубликованных научных работ не только в –оссии, но и за рубежом. «арубежные публикации цен€тс€ значительно лучше, к тому же за них выплачивают гонорар в иностранной валюте, которую можно иметь как в банках –оссии, так и зарубежных банках.

¬о многих вузах существует проблема хорошего лектора. Ќе все доценты обладают приемлемыми лекторскими способност€ми. Ќекоторые не могут читать лекции без конспекта, такое €вное несоответствие не приветствуетс€. Ћекторы, способные вести лекции без шпаргалок, в современных вузах стали представл€ть определенную редкость. ≈сли же попадаетс€ лектор, способный вести не только обычные лекции, а читать их так, чтобы выкладывать не только материал по программе, а в виде проблемы, то он приобретает определенное количество завистников, а иногда и недоброжелателей.

— чувством величайшей благодарности вспоминаю доцентов, которые обучали мен€ в начале семидес€тых годов. Ѕольшинство из них были насто€щими преподавател€ми, которые могли увлечь в своих лекци€х. Ёто были замечательные люди, умевшие преподнести свои знани€ так, что они остались в пам€ти основательно.

ƒоцент Ц это высокообразованный человек, имеющий реальные универсальные знани€ не только в своей дисциплине, но и в сопутствующих направлени€х науки и техники. ƒовольно часто Ц это человек, с которым интересно беседовать и обмениватьс€ мнени€ми.


deb
—ветлана Ўибунска€

ƒмитрий! ¬еликолепно! ѕо академически чЄтко и основательно. Ќе сомневаюсь, что у ¬ас имеютс€ и высока€ образованность и лекторские способности, иначе бы мы не зачитывались ¬ашими стать€ми! +.

deb
јлена  оршунова

Ќедалеко € еще ушла со студенческой скамьи....такое ве€ние институтом.... ƒмитрий, спасибо за статью +

deb
≈лена ’ламова

ƒмитрий, всЄ же как сложно быть доцентом. ћой +
"≈щЄ более €вл€етс€ определитьс€..."-ƒмитрий, что это такое, поправьте. ѕ€тый абзац сверху.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+