icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Коробова
Работа, карьера, бизнес

Как работают франчайзинговые схемы?

  • 1428
  • 6

Как работают франчайзинговые схемы?

В

В практике франчайзинга различают четыре вида схем: франчайзинг потребительских товаров (товарный франчайзинг), производственный франчайзинг, сервисный франчайзинг, франчайзинг бизнес-формата.

Схема первая. Франчайзинг потребительских товаров.

При данной схеме франчайзинга франшизодатель передает франшизополучателю право на реализацию под товарным знаком франшизодателя выпускаемой им продукции. Реализация продукции должна проводиться на конкретной территории.

Владелец франшизы становится единственным продавцом данного товара и представителем торговой марки франшизодателя. Он берет на себя обязательство закупать продукцию для продажи исключительно у своего франшизодателя. Франшизополучатель отказывается от продажи товаров, которые могли бы составить им конкуренцию.

Знаменитая американская компания по производству швейных машинок под торговой маркой «Зингер» и ее франшизные предприятия являются ярким примером схемы франчайзинга потребительских товаров. Именно эта компания считается родоначальником товарного франчайзинга.

Схема вторая. Производственный франчайзинг.

Франшизополучатель получает право на производство и сбыт под торговым знаком франшизодателя. При этой схеме франшизополучатель использует поставляемое франшизополучателем сырье и материалы. Также используются и технологии производства.

При производственном франчайзинге передача запатентованной технологии производства обычно сопровождается передачей упаковочного материала.

Владельцу франшизы упаковочный материал поставляет единственный поставщик – франшизодатель.

Примером компании, работающей по схеме производственного франчайзинга, является компания «Кока-кола». Стоит сказать, что практически все мировые известные бренды напитков и соков работают именно по этой схеме франчайзинга.

Технология производства данных продуктов пищевой промышленности основана на создании концентратов (или сиропов), которые затем разбавляются специальными жидкими добавками (чаще всего обычной газированной водой), как правило, имеющих низкую стоимость. Поэтому, используя данную схему франчайзинга, можно получить большую прибыль при минимальных затратах.

Схема третья. Сервисный франчайзинг.

Второе название данной схемы франчайзинга – деловой.

Франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием его технологий. Данные взаимоотношения осуществляются в сфере обслуживания, обучения и общественного питания.

При такой схеме франчайзинга владелец франшизы помимо технологий, использует товарные знаки и ноу-хау франшизодателя.

Как показывает опыт, самый эффективный способ развития бизнеса по данной схеме – это организация бизнеса по определенной модели, отработанной компанией-франчайзером. То есть владелец франшизы полностью копирует модель бизнеса франшизодателя.

Такая схема франчайзинга хорошо работает в ресторанном бизнесе. Также схема с успехом применяется в сфере бытового обслуживания (прачечные, химчистки).

Четвертая схема. Франчайзинг бизнес-формата.

Эта схема франчайзинга основана на расширении деятельности обеих сторон в одной области или в смежных областях, а также на включении разных направлений в образовавшуюся систему.

Таким образом, схема предполагает соединение франшизодателя и франшизополучателя в одну общую систему бизнеса.

Области, в которых проводится совместное сотрудничество: от выбора места будущего предприятия, которое будет работать по франшизе, и ремонтно-строительных работ до обучения владельца франшизы и работников.

Преимущества данной схемы заключаются в том, что помимо внедрения новых технологий в производстве и обучения персонала, можно привлечь и иностранные инвестиции.

В зависимости от масштабов деятельности по данной схеме функционируют три вида франчайзинга: региональный франчайзинг, субфранчайзинг и развивающийся франчайзинг.

Региональный охватывает какую-либо область, регион или даже страну.

При субфранчайзинге создается промежуточное звено, которое заключается в том, что субфранчайзер получает право на продажу субфраншиз, и таким образом он становится агентом компании франчайзера.

Развивающийся франчайзинг основан на заключении соглашения о развитии территориифранчайзинг, согласно которому компания-франшизодатель передает исключительное право на развитие определенного района группе инвесторов.

Все перечисленные схемы франчайзинга имеют свои преимущества, и, как показывает практика, все схемы являются достаточно прибыльными и нашли свое применение на российском рынке.

mas
Марк Блау

"Зингер" - компания не немецкая, а американская.

top
Halida Rojkova

Интересная информация. Мы чуть было не впутались в одну такую франшизу, но почему-то вовремя остановились. Теперь рады, а то в кризис бы не выбрались.

pro
Елена Коробова

Да, кризис может загубить даже прибыльный франшизный бизнес. Спасибо, Халида! )

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+