icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
–абота, карьера, бизнес

ƒл€ чего нужны ERP-системы?

  • 1529
  • 4

ƒл€ чего нужны ERP-системы?

¬
¬сего несколько дней назад, 17.09.2015, написал € статью о том, что такое CRM-системы, с которыми приходилось иметь дело.

Ќазвалс€ груздем Ц полезай в кузов. ѕридетс€ написать еще про один тип информационных систем, используемых в насто€щее врем€ на предпри€ти€х, про ERP-системы.

ERP Ц сокращение английского термина ЂEnterprise Resource Planningї то есть, Ђѕланирование ресурсов предпри€ти€ї. “аким образом, ERP-система Ч это информационна€ система, котора€ используетс€ персоналом предпри€ти€ дл€ учета всех ресурсов, которые используютс€ на данном предпри€тии, как в товарном, так и в денежном выражении. —юда вход€т закупки сырь€, получение заказов и за€вок, производство продукции. Ѕлагодар€ ERP-системам образуетс€ единый информационный ресурс или хранилище данных, в котором содержитс€ вс€ информаци€ о работе всех отделов и служб, о потребност€х в материальных и финансовых ресурсах, о производстве и сбыте продукции. ¬ рамках ERP-системы взаимодействуют все отделы и службы предпри€ти€. “о есть, можно сказать, что ERP-система Ц информационна€ модель предпри€ти€.

ѕопытки разработки таких моделей начались едва ли не в 1960-х годах. — большим или с меньшим успехом начали действовать подсистемы складского хоз€йства, сбыта и снабжени€, информационные системы дл€ производственных и плановых отделов. —истемы управлени€ отношени€ми с клиентами (CRM-системы) тоже возникли как часть разработок информационных моделей предпри€ти€.

Ќо такие системы не могли получить большого распространени€ хот€ бы потому, что вплоть до начала 1980-х годов они базировались на крупных компьютерах, приобретение или подключение к которым стоило слишком дорого, чтобы информационные модели предпри€ти€ можно было внедрить на предпри€ти€х средних и мелких. ј ведь именно небольшие компании, которые не могли позволить себе содержать большой штат администраторов, бухгалтеров и техников, наиболее сильно нуждались в автоматизации управленческого труда. ѕрорывом на этом направлении оказалось по€вление персональных компьютеров, а немного позже Ц межкомпьютерных сетей.

–азвитие программ дл€ персональных компьютеров, обеспечивающих контроль и управление различными сторонами де€тельности предпри€ти€ в конце концов позволило обеспечить создание единых банков информации, котора€ могла бы вводитьс€ однократно, а затем использоватьс€ самыми различными приложени€ми.

ѕервым шагом в этом направлении было создание систем планировани€ материальных ресурсов (Materials Resource Planning или MRP- систем). “акие системы позволили объединить информацию о материальных потоках и св€зать воедино приобретение материалов, управление процессом производства и управление реализацией изготовленной продукции. ѕо€вилась возможность планировать весь производственный процесс, облегчилась возможность планировани€ закупок сырь€ и расходуемых материалов на основании предполагаемых объемов заказов, которые должны были быть получены со стороны покупателей.

Ќадо сказать, что в этой области разработки советских ученых не отставали от всемирного уровн€. Ѕолее того, первые успешные попытки св€зи между объемом выпуска продукции и потребност€ми в ресурсах были сделаны будущим лауреатом Ќобелевской премии по экономике ¬.Ћеонтьевым еще в конце 1920-х годов. Ќо в практическом плане все разбивалось о несносную систему директивного производства, где двум€ абсолютно неприступными утесами высились √осплан ———– и √осснаб ———–. “е, кто сейчас ностальгирует о славных годах советского прошлого, попросту забыли (а может быть, не знали) какими ужасными веригами дл€ советской экономики были плановое производство и плановое распределение продукции. ѕричем сотрудники этих монструозных структур, √осплана и √осснаба, сами понимали, что эти две организации ни в коем случае не позвол€т советской экономике работать эффективно. ¬се сотрудники, особенно те, кто работал в среднем управленческом звене, те, кто еще не устал пробивать башкой стену и те, кто не потер€л надежду на модернизацию и выход из тупика. »менно из этого сло€ в конце 1980-х годов стали по€вл€тьс€ Ђпрорабы перестройкиї. »менно из этих реб€т, уже остепененных, но еще молодых и сильных, в начале 1990-х начали возникать команды реформаторов. Ќо, к сожалению, эти реформаторы очень скоро превратились, в так называемых олигархов.

Ќо вернемс€ к самой концепции ERP, котора€ именно в конце 1980-х годов начала складыватьс€ в экономиках несоветского типа. ѕланирование ресурсов позволило управленцам обеспечить ускорение процесса производства с одновременным снижением уровн€ запасов товаров и материалов, а также сократить управленческий аппарат. Ќебольшие предпри€ти€ даже смогли маневрировать в услови€х кризиса, что позволило им выжить, например, благодар€ быстрой переориентации на измен€ющиес€ интересы потребител€. „емпионами в этом деле стали страны ёго-¬осточной јзии и  итай, а –осси€ и большинство постсоветских стран, к сожалению, сошли с дистанции.

Ѕлагодар€ развитию информационных моделей по€вилось также пон€тие интеграции цепочек поставок (Supply Chain Integration или SCI). Ёто пон€тие позволило объединить в один поток поставщиков и покупателей, углубить специализацию, а значит, качество производимого продукта. √рубо говор€, те, кто производ€т конечный продукт сообщают своим поставщикам о будущих потребност€х в материальных ресурсах. ј поставщики, основыва€сь на этой информации, планируют свое производство, и предъ€вл€ют своим смежникам планы своих потребностей в материальных ресурсах. » така€ цепочка может иногда дойти до тех, кто добывает сырье. ѕри этом организационно все предпри€ти€, участвующие в этой цепочке, остаютс€ независимыми и ни в какие громоздкие структуры монопольного типа не объедин€ютс€. Ќо организационно не завис€ друг от друга, они наход€тс€ в крепкой св€зи благодар€ общему информационному ресурсу.

 онцепци€ планировани€ ресурсов предпри€ти€ распространилась не только на область производства, но и на область продаж. ѕри этом информационна€ система работает в обе стороны. — одной стороны коммерческие организации исследуют покупательские предпочтени€ и планируют быстрое и полное удовлетворение потребностей конечного потребител€. — другой стороны, перед ними Ц материальные и кадровые ресурсы, которые они могут дл€ этой цели использовать.

Ќапример, авиакосмические производители благодар€ общей информационной базе могут увидеть наличие большого количества дешевых материалов или технологий производства этих материалов (что при ускорении развертывани€ производства почти одно и то же). Ѕлагодар€ такой информации они преобразовывают свои производственные цепочки на потребление новых дешевых ресурсов дл€ того, чтобы, в конечном счете, сделать свою продукцию более дешевой или более конкурентоспособной.

»ли пример из совсем другой области. ѕроизводство одежды в развитой стране, где трудовые ресурсы сто€т дорого, становитс€ не выгодным по сравнению с производством той же продукции в развивающихс€ странах. Ќапример, миланские дома высокой моды уже давно не производ€т свою продукцию в »талии, а производ€т ее в  итае, поскольку стоимость рабочей силы даже в италь€нской провинции несравнимо выше, чем, скажем, в китайском городе —иане. » вдруг они узнают, что стоимость рабочей силы в »ордании еще ниже. “ут же создаетс€ информационна€ модель, отвечающа€ на вопрос: Ђј может быть, выгоднее производить нашу одежду в »ордании?ї. —тро€тс€ другие информационные цепочки, моделирующие производство моднейших мужских костюмов в пригородах јммана. ѕри этом анализ выгодности или невыгодности такого производства занимает считанные дни: все данные в общей базе ERP-систем и их легко получить. ≈сли в ходе анализа вы€сн€етс€, что производство италь€нской одежды в »ордании существенно выгоднее, происходит очень быстрый перенос производства модельной италь€нской одежды из  ита€ в »орданию. ѕри этом качество одежды останетс€ на высшем уровне, а реализаци€ ее будет происходить в самых дорогих бутиках »талии. », конечно, по очень высокой цене.


mas
ћарк Ѕлау

ќго-го, кака€ стать€! Ѕоюсь, правда, что она слишком специальна€ дл€ большинства читателей и потому интереса не вызовет.

top
Halida Rojkova

јй да, —емен! јй да, молодец! ѕоздравл€ю с еще одной замечательной работой!

spe
ёли€ ƒворникова

ѕо моему, всЄ достаточно пон€тно и даже интересно! «дорово, что даже мне интересно и пон€тно!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+