icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Работа, карьера, бизнес

Для чего нужны ERP-системы?

  • 2089
  • 4

Для чего нужны ERP-системы?

В
Всего несколько дней назад, 17.09.2015, написал я статью о том, что такое CRM-системы, с которыми приходилось иметь дело.

Назвался груздем – полезай в кузов. Придется написать еще про один тип информационных систем, используемых в настоящее время на предприятиях, про ERP-системы.

ERP – сокращение английского термина «Enterprise Resource Planning» то есть, «Планирование ресурсов предприятия». Таким образом, ERP-система — это информационная система, которая используется персоналом предприятия для учета всех ресурсов, которые используются на данном предприятии, как в товарном, так и в денежном выражении. Сюда входят закупки сырья, получение заказов и заявок, производство продукции. Благодаря ERP-системам образуется единый информационный ресурс или хранилище данных, в котором содержится вся информация о работе всех отделов и служб, о потребностях в материальных и финансовых ресурсах, о производстве и сбыте продукции. В рамках ERP-системы взаимодействуют все отделы и службы предприятия. То есть, можно сказать, что ERP-система – информационная модель предприятия.

Попытки разработки таких моделей начались едва ли не в 1960-х годах. С большим или с меньшим успехом начали действовать подсистемы складского хозяйства, сбыта и снабжения, информационные системы для производственных и плановых отделов. Системы управления отношениями с клиентами (CRM-системы) тоже возникли как часть разработок информационных моделей предприятия.

Но такие системы не могли получить большого распространения хотя бы потому, что вплоть до начала 1980-х годов они базировались на крупных компьютерах, приобретение или подключение к которым стоило слишком дорого, чтобы информационные модели предприятия можно было внедрить на предприятиях средних и мелких. А ведь именно небольшие компании, которые не могли позволить себе содержать большой штат администраторов, бухгалтеров и техников, наиболее сильно нуждались в автоматизации управленческого труда. Прорывом на этом направлении оказалось появление персональных компьютеров, а немного позже – межкомпьютерных сетей.

Развитие программ для персональных компьютеров, обеспечивающих контроль и управление различными сторонами деятельности предприятия в конце концов позволило обеспечить создание единых банков информации, которая могла бы вводиться однократно, а затем использоваться самыми различными приложениями.

Первым шагом в этом направлении было создание систем планирования материальных ресурсов (Materials Resource Planning или MRP- систем). Такие системы позволили объединить информацию о материальных потоках и связать воедино приобретение материалов, управление процессом производства и управление реализацией изготовленной продукции. Появилась возможность планировать весь производственный процесс, облегчилась возможность планирования закупок сырья и расходуемых материалов на основании предполагаемых объемов заказов, которые должны были быть получены со стороны покупателей.

Надо сказать, что в этой области разработки советских ученых не отставали от всемирного уровня. Более того, первые успешные попытки связи между объемом выпуска продукции и потребностями в ресурсах были сделаны будущим лауреатом Нобелевской премии по экономике В.Леонтьевым еще в конце 1920-х годов. Но в практическом плане все разбивалось о несносную систему директивного производства, где двумя абсолютно неприступными утесами высились Госплан СССР и Госснаб СССР. Те, кто сейчас ностальгирует о славных годах советского прошлого, попросту забыли (а может быть, не знали) какими ужасными веригами для советской экономики были плановое производство и плановое распределение продукции. Причем сотрудники этих монструозных структур, Госплана и Госснаба, сами понимали, что эти две организации ни в коем случае не позволят советской экономике работать эффективно. Все сотрудники, особенно те, кто работал в среднем управленческом звене, те, кто еще не устал пробивать башкой стену и те, кто не потерял надежду на модернизацию и выход из тупика. Именно из этого слоя в конце 1980-х годов стали появляться «прорабы перестройки». Именно из этих ребят, уже остепененных, но еще молодых и сильных, в начале 1990-х начали возникать команды реформаторов. Но, к сожалению, эти реформаторы очень скоро превратились, в так называемых олигархов.

Но вернемся к самой концепции ERP, которая именно в конце 1980-х годов начала складываться в экономиках несоветского типа. Планирование ресурсов позволило управленцам обеспечить ускорение процесса производства с одновременным снижением уровня запасов товаров и материалов, а также сократить управленческий аппарат. Небольшие предприятия даже смогли маневрировать в условиях кризиса, что позволило им выжить, например, благодаря быстрой переориентации на изменяющиеся интересы потребителя. Чемпионами в этом деле стали страны Юго-Восточной Азии и Китай, а Россия и большинство постсоветских стран, к сожалению, сошли с дистанции.

Благодаря развитию информационных моделей появилось также понятие интеграции цепочек поставок (Supply Chain Integration или SCI). Это понятие позволило объединить в один поток поставщиков и покупателей, углубить специализацию, а значит, качество производимого продукта. Грубо говоря, те, кто производят конечный продукт сообщают своим поставщикам о будущих потребностях в материальных ресурсах. А поставщики, основываясь на этой информации, планируют свое производство, и предъявляют своим смежникам планы своих потребностей в материальных ресурсах. И такая цепочка может иногда дойти до тех, кто добывает сырье. При этом организационно все предприятия, участвующие в этой цепочке, остаются независимыми и ни в какие громоздкие структуры монопольного типа не объединяются. Но организационно не завися друг от друга, они находятся в крепкой связи благодаря общему информационному ресурсу.

Концепция планирования ресурсов предприятия распространилась не только на область производства, но и на область продаж. При этом информационная система работает в обе стороны. С одной стороны коммерческие организации исследуют покупательские предпочтения и планируют быстрое и полное удовлетворение потребностей конечного потребителя. С другой стороны, перед ними – материальные и кадровые ресурсы, которые они могут для этой цели использовать.

Например, авиакосмические производители благодаря общей информационной базе могут увидеть наличие большого количества дешевых материалов или технологий производства этих материалов (что при ускорении развертывания производства почти одно и то же). Благодаря такой информации они преобразовывают свои производственные цепочки на потребление новых дешевых ресурсов для того, чтобы, в конечном счете, сделать свою продукцию более дешевой или более конкурентоспособной.

Или пример из совсем другой области. Производство одежды в развитой стране, где трудовые ресурсы стоят дорого, становится не выгодным по сравнению с производством той же продукции в развивающихся странах. Например, миланские дома высокой моды уже давно не производят свою продукцию в Италии, а производят ее в Китае, поскольку стоимость рабочей силы даже в итальянской провинции несравнимо выше, чем, скажем, в китайском городе Сиане. И вдруг они узнают, что стоимость рабочей силы в Иордании еще ниже. Тут же создается информационная модель, отвечающая на вопрос: «А может быть, выгоднее производить нашу одежду в Иордании?». Строятся другие информационные цепочки, моделирующие производство моднейших мужских костюмов в пригородах Аммана. При этом анализ выгодности или невыгодности такого производства занимает считанные дни: все данные в общей базе ERP-систем и их легко получить. Если в ходе анализа выясняется, что производство итальянской одежды в Иордании существенно выгоднее, происходит очень быстрый перенос производства модельной итальянской одежды из Китая в Иорданию. При этом качество одежды останется на высшем уровне, а реализация ее будет происходить в самых дорогих бутиках Италии. И, конечно, по очень высокой цене.

mas
Марк Блау

Ого-го, какая статья! Боюсь, правда, что она слишком специальная для большинства читателей и потому интереса не вызовет.

top
Halida Rojkova

Ай да, Семен! Ай да, молодец! Поздравляю с еще одной замечательной работой!

spe
Юлия Дворникова

По моему, всё достаточно понятно и даже интересно! Здорово, что даже мне интересно и понятно!!!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+