Слово «Вебинар» (webinar) — это неологизм, образованный сложением английского слова web (сеть) и окончания слова семинар. Как правило, вебинар подразумевает под собой одностороннюю связь, когда ведущий рассказывает информацию, транслирующуюся в аудио и в видео-режиме, а обратную связь от слушателей он получает через чат. Особенность: слушатели могут принимать участие в вебинаре анонимно, а ведущий – всегда является публичной персоной.
Для проведения онлайн-конференций или вебинаров существуют разные интернет-сайты (платформы), которые имеют разные функциональные возможности. Список платформ можно легко найти по запросу в поисковых системах. В зависимости от того, какую платформу выберет организатор вебинара (платную или бесплатную), он и его слушатели смогут воспользоваться различными техническими «примочками».
С помощью вебинара организаторы, которыми, как и упоминалось выше, могут быть коммерческие и государственные компании, сетевые предприниматели, независимые коучи, дизайнеры, маркетологи и бизнес-консультанты и другие заинтересованные персоны, можно решать абсолютно разные задачи. Так как вебинар – это универсальный инструмент, то через онлайн-конференции решаются маркетинговые задачи, проводится обучение сотрудников в различных регионах, собираются совещания и ведется совместная работа подразделений, а также проводятся платные коучинговые семинары, с помощью которых эксперты в своем деле зарабатывают деньги, раскрывая секреты мастерства.
Традиционно у каждой технологии есть свои преимущества и недостатки. Преимущества вебинаров очевидны: если раньше слушателям лекции, семинара, конференции или совещания приходилось собираться в одном месте и тратить время и деньги на поездку, то с появлением вебинар-технологий географическая удаленность перестала иметь какое-либо значение. Теперь люди, проживающие, например, на Дальнем Востоке, могут легко получать образование в ведущих университетах Москвы, Санкт-Петербурга и даже за границей. Компании, имеющие большое количество дилерских центров в России и странах СНГ, могут легко проводить конференции и совещания. Таким образом, с помощью вебинаров, повышается доступность способа донесения информации, образования и коммуникаций за счет снижения стоимости организационных расходов и логистики.
Тем не менее, несмотря на легкость и доступность, вебинар-технологии имеют наглядные минусы. Из-за того, что слушатели не находятся рядом друг с другом, а тем более не имеют прямого доступа к ведущему, у слушателей может возникать ощущение отчужденности. По некоторым отзывам слушателей отсутствует чувство коллективной работы в группе, которая приводит к единому результату. Каждый пользователь пытается услышать от ведущего то, что хотелось бы услышать только ему, решить свою конкретную проблему. Так как ведущий вебинара ведет онлайн-встречу по заданной теме и по своему плану, он не всегда может оперативно среагировать на «запрос аудитории», или, отвечая на вопрос в чате, интерпретирует ответ на запрос в нужном ему ракурсе.
Обобщая все сказанное можно отметить, что, несмотря на свои недостатки, вебинары – это отличная современная технология, которая помогает успешно взаимодействовать людям, которые, возможно никогда бы не смогли встретиться в реальной жизни. Все недостатки должны учитывать организаторы вебинаров, и максимально исключить возникновение некорректных ситуаций.
Организаторы вебинаров могут самостоятельно повышать свою квалификацию, используя огромное количество материалов, расположенных в открытом доступе в сети Интернет. В том случае, если организатор вебинара сам повышает свое мастерство владения этой технологией, результат от проведения онлайн-конференций не заставит себя ждать, а поставленные задачи будут решены максимально эффективно.