Для этого торговцы издавна боролись за монополию на рынке. Обычно это достигалось нерыночными методами, чаще всего получением от правителей различных привилегий или эксклюзивных заказов.
Максимальный рост монополий произошел в конце 19-го – в начале 20-го века. Это явление было следствием появления крупного машинного производства, благодаря которому одно или несколько предприятий могло «завалить» рынок продукцией, продавая ее более дешево и тем самым вытеснить конкурентов с рынка. Но чаще монополисты не пытались захватить весь рынок в одиночку, а объединялись для этого в сообщества, которые назывались синдикатами и трестами. Различие между синдикатами и трестами было в наличии общего управления для всех входящих в объединение предприятий. В синдикатах предприятия сохраняли самостоятельность, подчиняясь общим долгосрочным соглашениям. Тресты характеризовались общим управлением всеми предприятиями.
Монополии можно подразделить на искусственные и естественные. В первом случае (искусственная монополия) монополист захватывает рынок, либо скупая все предприятия данной отрасли, либо обладая уникальной технологией. Пример первого варианта монополизации рынка – захват американского рынка добычи нефти Джоном Рокфеллером в середине 19 века. Второй вариант мы наблюдали в наши дни, когда на рынок Интернет-технологий пришла компания Google, предложившая новую технологию поиска в Интернете. При этом ни одна другая существующая компания подобной технологии предложить не могла.
Монополист, захвативший рынок, может попытаться устанавливать свои правила игры не только в экономической сфере, но и в сфере государственного управления. Именно поэтому государства заинтересованы в том, чтобы монополизму противодействовать. В общественных интересах проводить такую политику, чтобы рынок оставался свободным и чтобы цены на нем определялись соотношением спроса и предложения. Поэтому органы государственной власти различными способами противодействуют тому, чтобы один предприниматель диктовал свою волю всем.
Одними из первых по этому пути пошли США, которые ввели в 1890 году антимонопольное законодательство. Согласно этому законодательству компанию, которая была создана посредством слияния нескольких фирм, разъединяют на несколько компаний-конкурентов.
Но иногда оказывается так, что с точки зрения общественной пользы будет лучше, если некоторую отрасль станет контролировать только один производитель. Этот эффект возникает в капиталоемких отраслях, где необходимы очень крупные первоначальные затраты, и где производство не может (даже в идеале) расширяться до бесконечности. Это, например, добыча полезных ископаемых или производство материалов, потребность в которых ограничена. Например, много ли нужно в мире алмазов? Приблизительно постоянное количество, как для технических целей, так и для украшений. Поэтому главный мировой производитель алмазов, южноафриканская компания «Де Бирс», практически являясь монополистом в этой отрасли, ни в коем случае не стремится к расширению собственного производства.
Такая ситуация ведет к тому, что на рынке остается одна компания. Подобная монополия обусловлена естественными причинами, поэтому и называется она «естественной».
Возникновение естественных монополий чаще всего обусловлено историческими причинами, а не свойствами отрасли. Так, в России железнодорожный транспорт считается естественной монополией, а в США и в большинстве европейских стран эта отрасль обслуживается несколькими компаниями, то есть монополией не является.
Государство вмешивается также и в деятельность естественных монополий. Чтобы не дать естественному монополисту «зарваться», оно устанавливает максимальную цену или некоторую сетку цен, которые компания может требовать за свой продукт или за свои услуги. Регулирование, ужасно напоминающее советские методы хозяйствования. Но если система ограничения цен установлена правильно, она заставляет монополиста, действуя в собственных интересах, все же выпускать необходимый ассортимент товаров по общественно необходимой цене.