icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Работа, карьера, бизнес

Что такое естественная монополия?

  • 550
  • 8

Что такое естественная монополия?

М
Монополия – это рыночная ситуация, которая может возникнуть, если весь поступающий на рынок товар производится только одним производителем. Само слово «монополия» составлено из двух древнегреческих слов: «моно» – «один» и «полео» – «продаю». Торговец-монополист продает уникальный товар, которому на рынке нельзя отыскать замену. Поэтому он может в определенной степени по своему желанию устанавливать цены и в определенных пределах изменять в желаемую сторону рыночную ситуацию. А что является желаемым для любого продавца? Получить высокую прибыль. Вот монополист и получает самую высокую прибыль по причине своей незаменимости.

Для этого торговцы издавна боролись за монополию на рынке. Обычно это достигалось нерыночными методами, чаще всего получением от правителей различных привилегий или эксклюзивных заказов.

Максимальный рост монополий произошел в конце 19-го – в начале 20-го века. Это явление было следствием появления крупного машинного производства, благодаря которому одно или несколько предприятий могло «завалить» рынок продукцией, продавая ее более дешево и тем самым вытеснить конкурентов с рынка. Но чаще монополисты не пытались захватить весь рынок в одиночку, а объединялись для этого в сообщества, которые назывались синдикатами и трестами. Различие между синдикатами и трестами было в наличии общего управления для всех входящих в объединение предприятий. В синдикатах предприятия сохраняли самостоятельность, подчиняясь общим долгосрочным соглашениям. Тресты характеризовались общим управлением всеми предприятиями.

Монополии можно подразделить на искусственные и естественные. В первом случае (искусственная монополия) монополист захватывает рынок, либо скупая все предприятия данной отрасли, либо обладая уникальной технологией. Пример первого варианта монополизации рынка – захват американского рынка добычи нефти Джоном Рокфеллером в середине 19 века. Второй вариант мы наблюдали в наши дни, когда на рынок Интернет-технологий пришла компания Google, предложившая новую технологию поиска в Интернете. При этом ни одна другая существующая компания подобной технологии предложить не могла.

Монополист, захвативший рынок, может попытаться устанавливать свои правила игры не только в экономической сфере, но и в сфере государственного управления. Именно поэтому государства заинтересованы в том, чтобы монополизму противодействовать. В общественных интересах проводить такую политику, чтобы рынок оставался свободным и чтобы цены на нем определялись соотношением спроса и предложения. Поэтому органы государственной власти различными способами противодействуют тому, чтобы один предприниматель диктовал свою волю всем.

Одними из первых по этому пути пошли США, которые ввели в 1890 году антимонопольное законодательство. Согласно этому законодательству компанию, которая была создана посредством слияния нескольких фирм, разъединяют на несколько компаний-конкурентов.

Но иногда оказывается так, что с точки зрения общественной пользы будет лучше, если некоторую отрасль станет контролировать только один производитель. Этот эффект возникает в капиталоемких отраслях, где необходимы очень крупные первоначальные затраты, и где производство не может (даже в идеале) расширяться до бесконечности. Это, например, добыча полезных ископаемых или производство материалов, потребность в которых ограничена. Например, много ли нужно в мире алмазов? Приблизительно постоянное количество, как для технических целей, так и для украшений. Поэтому главный мировой производитель алмазов, южноафриканская компания «Де Бирс», практически являясь монополистом в этой отрасли, ни в коем случае не стремится к расширению собственного производства.

Такая ситуация ведет к тому, что на рынке остается одна компания. Подобная монополия обусловлена естественными причинами, поэтому и называется она «естественной».

Возникновение естественных монополий чаще всего обусловлено историческими причинами, а не свойствами отрасли. Так, в России железнодорожный транспорт считается естественной монополией, а в США и в большинстве европейских стран эта отрасль обслуживается несколькими компаниями, то есть монополией не является.

Государство вмешивается также и в деятельность естественных монополий. Чтобы не дать естественному монополисту «зарваться», оно устанавливает максимальную цену или некоторую сетку цен, которые компания может требовать за свой продукт или за свои услуги. Регулирование, ужасно напоминающее советские методы хозяйствования. Но если система ограничения цен установлена правильно, она заставляет монополиста, действуя в собственных интересах, все же выпускать необходимый ассортимент товаров по общественно необходимой цене.

spe
Надежда  Маслова

Очень хорошо, что государство хоть как то контролирует монополистов. Хотя.... +++

mas
Евгений Багдерин

Нередко госкорпорации выступают в качестве естественных монополистов. Государство скованное социальными обязательствами не может открыть шлюзы полноценных рыночных отношений. В результате получаем нечто уродливое. Статья как всегда отличная+++++

spe
Юлия Дворникова

"Естественные монополии - хребет российской экономики, и этот хребет мы будем беречь как зеницу ока!"
Виктор Степанович Черномырдин

pro
Тамара Меркулова

По какой-то странной случайности естественные монополии в России превратились в трубопровод, безвозмездно откачивающий деньги граждан в зарубежные банки на счета чужих дядь.

pro
Семен Цыгановский

Вышеприведенная фраза Черномырдина - констатация факто, что при советской власти вся экономика была монополизирована. Естественным обрзом? :)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+