В российском законодательстве основные положения по содержанию договора франчайзинга позаимствованы из законодательства зарубежных стран. В России использование в практике такого договора осуществляется с 1995 года, когда в Гражданском кодексе РФ впервые появились положения о регулировании договорных отношений на основе франчайзинга.
Что представляет собой договор франчайзинга?
Договор франчайзинга – это документ, в котором юридически закреплены отношения между двумя сторонами: франшизодателем и франшизополучателем.
Справка. Франшизодатель – крупная компания, которая передает права на ведение деятельности предпринимателю или группе предпринимателям (франшизополучателю) в соответствии с договором франчайзинга.
Что должно быть указано в договоре франчайзинга?
По договору франшизодатель передает франшизополучателю права на фирменное наименование или коммерческое обозначение, товарный знак, технологии , ноу-хау и иное, предусмотренное Гражданским кодексом РФ (Глава 29, статьи 432-449).
Договор франчайзинга заключается с франшизополучателем с целью создания франшизных предприятий: магазинов, ресторанов быстрого обслуживания и т.п., которые позволяют франшизодателю расширить сбыт фирменных товаров (услуг) и укрепить свое положение на рынке.
Объем передаваемых прав прописывается в договоре: вид деятельности, количество выпускаемой продукции, объем продаж, объем работ и услуг. Также в договоре прописывается территория, на которой планируется действие франшизы.
Владелец франшизы должен оказывать своим покупателям полный комплекс услуг, предоставляемых обычно франшизодателем. Результаты деятельности франшизополучателя по качеству должны полностью соответствовать аналогичным товарам и услугам, которые оказываются (производятся) франшизополучателем.
Обязательно в договоре должна быть указана информация о технической и коммерческой документации, которая сопровождает франчайзинговые отношения.
Основным обязательством по договору франчайзинга является предоставление правообладателем- франшизодателем пользователю-франшизополучателю комплекса прав на использование объектов интеллектуальной собственности.
Согласно закону, франшизодатель оформляет франшизополучателю в установленном порядке лицензию на ведение деятельности и другие лицензии, предусмотренные договором.
Финансовые взаимоотношения – важная часть договора франчайзинга. Использование прав предоставляется франшизодателем франшизополучателю за вознаграждение согласно статье 1027 Гражданского кодекса РФ. В данной статье указан порядок перечисления денежных средств в качестве вознаграждения. Это могут быть как разовые платежи, так и периодические.
Кто должен регистрировать договор франчайзинга?
Согласно российскому законодательству регистрацию договора франчайзинга проводит франшизодатель. Стоит сказать, что внесение изменений в договор также должно осуществляться через регистрацию. Его также проводит франшизодатель.
Какие обязанности закрепляются за франшизодателем в договоре?
В рамках договора за франшизодателем закрепляется использование фирменного наименования и коммерческого обозначения предприятия, а также качество производимых товаров или выполняемых работ в соответствии с требованиями франшизодателя.
Как охраняется коммерческая тайна при передаче прав франшизополучателю?
Франшизополучатель обязан соблюдать и не разглашать конфиденциальную информацию, составляющую коммерческую тайну. Данное требование прописывается в договоре.
Если в договоре франчайзинга не соблюдены требования в оформлении, чем это грозит?
Нарушение требований к оформлению договора франчайзинга, установленных законом, повлечет за собой признание договора недействительным, что, в свою очередь, может повлечь за собой множество проблем для всех сторон договора.
Чем договор франчайзинга отличается от лицензионного договора?
В договоре франчайзинга прописываются лицензионные соглашения между двумя сторонами - франшизодателем и франшизополучателем (продавцом и покупателем). Договор франчайзинга подразумевает дальнейшие отношения между продавцом и покупателем, в отличие от лицензионного договора, который прописывает только лицензионные соглашения.
В заключении стоит сказать, что договор франчайзинга заключается в письменном виде и регистрируется в органе, ведущим реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. После он подлежит регистрации в Роспатенте.