icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Наталья Зарубина
Культура и искусство

Соната. Что такое соната?

  • 9466
  • 7

Соната. Что такое соната?

С
Соната, в переводе с итальянского, означает звучание (sonare). Появилось это слово примерно в 16 веке, одновременно со словом кантата. Видимо в это время возникла необходимость разделять музыку на инструментальную и вокальную. Кантата, музыка для пения, а соната – музыка для инструментов. В 17 веке можно было встретить такие выражения: соната да кьеза – инструментальное произведение для церкви, соната да камера – произведение для комнаты (дворцовых апартаментов, небольших помещений, для узкого круга людей). Трио-соната – произведение для трёх инструментов.

Соната нашего времени, это один из основных жанров инструментальной музыки. Состоит соната из трех, иногда из четырёх частей. Их пишут для одного инструмента, например, фортепианные сонаты, или для небольшого, то есть камерного, состава инструментов, например, соната для виолончели и фортепиано. Музыку в этом жанре писали все композиторы, наиболее известны сонаты Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Н. Скрябина, С. Рахманинова.

Одной из самых известных сонат в мире, является Соната № 14 до - диез минор Людвига Ван Бетховена. «Лунной» она стала называться уже после смерти композитора. Немецкий музыкальный критик, поэт и друг Бетховена, Людвиг Рельштаб сравнил первую часть сонаты с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».

Есть версия, что на написание этой сонаты Людвига Бетховена вдохновила поездка в Венгрию, на озеро Балатон, но посвящена она, как и всё прекрасное, безусловно, женщине.

1800 год, Бетховен, уже теряющий слух, дает уроки Джульетте Гвиччарди. 17-и летняя девушка обладала не только музыкальным талантом, но и красотой. Покорённый Бетховен не берёт денег за занятия и Джульетта задаривает его рубашками, сшитыми ею самой.

На занятиях нетерпеливый, эмоциональный Бетховен, разбрасывал ноты, отворачивался от девушки, а графиня (графиня!) подбирала их с пола.

Работать над произведением Бетховен начал, восторженным, надеющимся на женитьбу влюбленным. А заканчивал разгневанным и оскорблённым мужчиной и музыкантом. Джульетта вышла замуж за графа Роберта фон Галленберга, увлекающегося музыкой и сочиняющего посредственные произведения.

Соната N 14 до-диез минор, оп. 27, № 2, названная Бетховеном «quasi una Fantasia», (в духе фантазии) опубликована в в марте 1802 года, в Бонне, с посвящением «Alla Damigella Contessa Giullietta Guicciardri» («Посвящается графине Джульетте Гвиччарди»).

У сонаты есть ещё одно название «Соната – беседка» или «Соната садового домика». По одной из версий Бетховен начал писал её в беседке парка аристократов Брунвиков, в Коромпе.

Музыка сонаты, кажется простой, лаконичной, ясной, естественной, при этом она полна чувственности и идет «от сердца к сердцу» (это слова самого Бетховена). Любовь, предательство, надежда, страдание, всё отражено в «Лунной сонате». Но одна из главных идей - способность человека к преодолению трудностей, способность к возрождению, это главная тема всей музыки Людвига ван Бетховена.

top
Елена Асвойнова-Травина

Кстати, моя мать сделала любопытное "открытие"в отношении бетховенской Сонаты № 14: она обратила внимание, что вот такой темп, в каком её обычно исполняют, соответствует счётной доли-четверти, а ведь размер-то там нет четыре четверти, а alla breve - т.е. за счётную долю надо принимать половинную... т.о. темп оказывается в два аза быстрее! И тогда 1я часть звучит совершенно иначе - и уж точно не похоже на "лунную ночь"... а именно на излияние разгневанного и оскорблённого человека.

deb
Наталья Зарубина

Ого, очень интересно, надо попробовать. Вообще, эта соната сплошные загадки. Я так поняла, что многое заимствовано у Моцарта, и в плане исполнения, не всё так просто. Вот что нашла "Оказывается, что, с технической точки зрения, большинство пианистов неправильно играют основной мотив – просто неверно сопоставлены триоли и восьмушка-с-точкой. Истинная полиритмия только у пианистов Barenboim, Кисина, Плетнёва, Ашкенази, Lupu и Rubinsteinа."

tra
Рита Алексеева

Ничего не поняла из комментариев Натальи и Елены, но про сонату понравилось.+

deb
Александр Куц

А я иногда люблю слушать лунную сонату (правда не в одиночестве) +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+