Зачем люди пишут фантастические произведения? Почему среди читателей такое гигантское количество поклонников этого жанра? Что влечет человека в иные миры? Почему так хочется заглянуть в будущее и покопаться в прошлом?
Вопросов много, а кто ответит? Разумеется, нам нужен писатель-фантаст, и мы выбираем великого, всеми читаемого и почитаемого Рэя Бредбери (1920-2012).
Как все начиналось?
Рэймонд Дуглас Брэдбери – стопроцентный американец. Его малая Родина – город Уокиган. Его предки – переселенцы, в 1630 году переплывшие океан, чтобы обосноваться на богатых землях штата Иллинойс. Они были людьми рисковыми, азартными и увлеченными. Долгими вечерами родители развлекали своих детей рассказами о предках, искусно переплетая вымысел, сказочные истории и реальные факты.
У маленького Рэя было богатое воображение. Он с детства умел так трансформировать свои впечатления и переживания, что они превращались в бесконечно длинные и увлекательные серии рассказов. В них жили его рано умершие брат и сестра. Они росли, взрослели, учились чему-то сами и охотно передавали свои знания Рэю. Он вглядывался в окружающий мир и находил его «восхитительно прекрасным», полным тайн и загадок, которые просто необходимо было раскрыть и разгадать.
Родители поощряли сына и охотно поставляли «сюжеты» для его новых рассказов. Так, например, они поведали ему старинное семейное предание. Одна из салемских ведьм, по их утверждениям, приходилась Рэю прабабкой. Ее (страшно себе представить!) сожгли на костре, причем, скорее всего, женщина была невиновна, и ее оклеветали. Рэй тут же придумал три совершенно разные версии:
- прабабка была настоящей ведьмой, злой колдуньей, от которой не было спасения всему городку;
- она была набожной красавицей, кроткой и нежной. Ее из зависти оговорила соперница;
- она была обычной домохозяйкой, ничем не выделялась и пала жертвой массового психоза горожан.
Так работала его фантазия, из всего, что видел и слышал, рождая замысловатый сюжет.
Образование, или Где нужно учиться, чтобы стать великим фантастом?
Подростком Рэй Бреэдбери попал в Лос-Анджелес, там же окончил школу. На этом его образование было завершено: пришлось работать, чтобы не умереть с голоду. Семья бедствовала, поэтому работали все: и дети, и взрослые. Тяга к знаниям привела Рэя в библиотеку, и чтение заменило юноше колледж и университет. Он много, но сначала бессистемно читал. Потом, со временем, выработался вкус к чтению, писатели и их произведения прошли его «строгий отбор», и на книжной полке поселились те, кого он называл «великими и избранными».
Этапы творчества
Первое произведение – это его собственный вариант продолжения книги Э. Берроуза. Роман «Великий воин Марса» к тому времени уже имел вторую часть. Но, увы, у двенадцатилетнего Рэя не было денег по покупку этой книги, зато была фантазия, так что книга получила интересное, пусть не зрелое продолжение.
Первый сборник рассказов «Темный карнавал» по стилю напоминал произведения Эдгара По, поэтому большого впечатления на читателей не произвел. Настоящий успех пришел с выходом рассказов, объединенных общим названием «Марсианские хроники». Пронзительно откровенная книга «Вино из одуванчиков» и поэтичный роман «451 градус по Фаренгейту» поставили Рэя Брэдбери в один ряд с самыми читаемыми писателями Америки и Европы.
Наследие Брэдбери насчитывает 814 произведений. Он не ограничивал себя рамками одного жанра, писал реалистические рассказы, эссе, пьесы.
Кто живет в мире фантастики Рэя Брэдбери?
Здесь, на страницах книг писателя, обитают люди, которым суждено стать духовно развитыми, чтобы найти новые рубежи, которые необходимо исследовать. Они, эти люди, оптимисты, вера в себя, в силу науки и в могучий разум человечества помогает им жить и бороться с разного рода «темными сущностями». Миры будущего не всегда прекрасны, они могут быть пугающе-мрачными. Это происходит там, где рождается и царствует страх смерти, где правят машины, а люди в погоне «за безмятежностью существования» утратили великие идеи. У человека сначала отобрали книги, потом отучили его творить и думать. И он начал не жить, а функционировать.
Все зависит от людей – вот главный вывод писателя. Он отрицал бессмысленное существование и призывал к деятельности. Брэдбери в своих произведениях указывал проблемы и недостатки. А выбор пути, которым предстояло идти человеку, предоставлял сделать каждому самостоятельно.
Сбылись ли предсказания Рэя Брэдбери?
Во многом нет. Отвечая на вопрос «почему», Брэдбери назвал землян идиотами, которые вместо того, чтобы заниматься наукой и улучшать жизнь на Земле, предпочитают лежать у телевизора с банкой пива. Общество потребления никогда не построит поселения на Марсе, оно на это не способно. Ему проще заваливать свои дома абсолютно ненужными вещами и гигантским количеством еды, чем осваивать комические дали.
В чем заслуга Рэя Брэдбери?
Первая и самая главная – Брэдбери сумел вернуть фантастике читателей, сделав их преданными фанатами этого жанра. Он пробудил интерес к науке, вселил мечты о покорении Космоса в людей по всему миру. Он не боялся показывать людям их слабости и утверждал, что если с ними не бороться, то легко подойти к рубежу под названием «А дальше смерть». Рэй Брэдбери не был пессимистом, он верил, что человечество, одумавшись, предпочтет творчество и науку затхлой тупости инертного существования.